Резолютивная часть объявлена 15.06.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 18.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
- Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
- О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителей:
заявителя - ООО "Гарант-М": Петровой Е.Б. (по доверенности);
заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 39 Федеральной службы исполнения наказаний": Парфирьевой Е.А. (по доверенности), Приходько Е.А. (по доверенности), Гладиковой С.В. (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 4137 от 07.06.2021) ООО "Гарант-М" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 39 Федеральной службы исполнения наказаний" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения - перчатки (извещение N 0835100000121000048) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 07.06.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии Заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, решение Единой комиссии об отказе участнику в допуске к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок противоречит пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, пункту 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617"Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениям документации об электронном аукционе (далее по тексту - Документации об аукционе).
Согласно протоколу N 0835100000121000048-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.06.2021 Единой комиссией Заказчика принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным документацией об электронном аукционе с обоснованием:
"ст.14 44-ФЗ - ограничение или запрет допуска иностранной продукции: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: при закупке отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок".
Заявитель не согласен с вышеуказанными выводами и действиями Единой комиссии Заказчика, считает их необоснованными, нарушающими права и законные интересы Заявителя как участника закупки, по следующим основаниям.
Объектом Аукциона является поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных. Заказчиком в отношении закупаемых товаров присвоен код ОКПД2 22.19.60.119.
Данный код закупаемых товаров (22.19.60.119) включен в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - "перечень").
Согласно документации об Аукционе Заказчиком установлены ограничения допуска заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617).
Согласно части 2 Постановления N 617 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
При этом согласно ч.7 Постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Однако согласно имеющейся у Заявителя информации в реестре российской промышленной продукции не зарегистрирован товар, соответствующий требованиям технического задания.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя и пояснил следующее.
Согласно пункту 5.1.3 Аукционной документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 3.2.2 настоящего Раздела, Комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником аукциона или об отказе в допуске участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 4 настоящего Раздела.
В соответствии с пунктом 5.1.4. Аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной пунктом тоящего Раздела, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной пунктом 3.2.2. настоящего Раздела, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с требованиями статьи 14, части 3 статьи 66, части 1 сттатьи 67 Закона о контрактной системе, Постановления правительства РФ 30.04.2020 N 617, пунктами 1.3, 5.1.4 Аукционной документации, пунктом 15 Информационной карты при рассмотрении первых частей заявок были отклонены все заявки, содержащие предложения о поставке товара, происходящего из иностранных государств, поскольку в соответствии с пп "а" пункта 2 Постановления N 617 на участие в Аукционе было подано более 2 заявок, удовлетворяющих требованиям Аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.05.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0835100000121000048 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 187,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пункте 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьи 14 настоящего Федерального закона;
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно Аукционной документации и извещению о проведении Аукциона предметом рассматриваемой закупки является поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, код ОКПД2 22.19.60.119.
Код ОКПД2 22.19.60.119. включен в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617).
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено следующее ограничение: "Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьи 14 Закона N 44-ФЗ".
Согласно документации об Аукционе Заказчиком установлены ограничения допуска заявок в соответствии с Постановлением N 617 (пункт 15 Информационной карты Аукциона).
Согласно части 2 Постановления N 617 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
При этом согласно части 7 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата, указанного в подпункте "б" пункта 7 настоящего постановления.
Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта указанные в абзаце втором настоящего пункта документы.
Из письма ФАС России от 29.09.2020 N ИА_84079_20 также следует, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены указанные ограничения, оператор электронной площадки должен направить заказчику заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе, и аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Проанализировав положения Аукционной документации, Комиссия установила, что Заказчиком не установлено требование к участникам Аукциона о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что действия Заказчика, выразившиеся в не установлении требования к участникам Аукциона о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу N 0835100000121000048-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.06.2021:
- по окончании срока подачи заявок до 04.06.2021 10:00:00 [GMT +2 Калининград] было подано 19 заявок от участников, с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20;
- Единой комиссией Заказчика принято решение о несоответствии заявок с идентификационными номерами: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 20 требованиям, установленным документацией об Аукционе с обоснованием:
"ст.14 44-ФЗ - ограничение или запрет допуска иностранной продукции: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: при закупке отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок".
Таким образом, Единая комиссия Заказчика при рассмотрении первых частей заявок отказала в допуске к участию в Аукционе по основанию, которое предусмотрено пунктом 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе при рассмотрении второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия делает вывод о том, что Единая комиссия Заказчика нарушила части 3 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант-М" обоснованной.
2. Признать заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 39 Федеральной службы исполнения наказаний" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать Единую комиссию заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 39 Федеральной службы исполнения наказаний" нарушившей части 3 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 39 Федеральной службы исполнения наказаний", Единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 июня 2021 г. N 039/06/67-625/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021