Резолютивная часть оглашена
17.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в г.о. Чапаевск (извещение N 084200002121000141, начальная (максимальная) цена контракта - 16 853 932,58 рублей),
в присутствии представителей -
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в г.о. Чапаевск (извещение N 084200002121000141, начальная (максимальная) цена контракта - 16 853 932,58 рублей),
Согласно доводу жалобы ООО "Контракт" следует:
- Заказчиком в аукционной документации не установлено обязательное дополнительное требование к участникам закупки.
- В документации заказчик неконкретно требует у участника закупки соответствие п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, и документы подтверждающие это.
- Заказчик неправомерно устанавливает в одной и той же статье проекта контракта разные сроки приемки.
- Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
Заказчик против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
1. В представленной жалобе ООО "Контракт" указан п. 2.3, Приложения N1, Постановления Правительства РФ N 99, в соответствии с которым, по мнению заявителей жалоб, заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п. 2.3. Приложения N1, Постановления Правительства РФ N 99 дополнительные требования к участнику закупки устанавливаются при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Объектом проводимой закупки является: "Выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Чапаевск".
В п. 3.1., части 3, СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" дано следующее определение термина "автомобильная дорога".
"автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения".
Под дворовой территорией понимается территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. Таким образом, дворовые территории не являются автомобильными дорогами.
Постановление Правительства РФ N 99 не предусматривает установление дополнительных требований при размещении закупки на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
2. Объектом данной закупки является "ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов", соответственно к участникам данной закупки не предъявляются требования о членстве в СРО, т.к. в соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса данные требования предъявляются к участникам при выполнении инженерных изысканий, осуществлении подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонт, сноса объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.
3. Статья 8 проекта контракта предусматривает порядок сдачи-приемки выполненных работ. Согласно п. 8.1 проекта контракта заказчик назначает свое уполномоченное лицо (лиц), которое (ые) от его имени не позднее 20-го числа каждого календарного месяца (или по уведомлению Подрядчика на основании пункта 8.10.7. настоящего Контракта) совместно с представителем Подрядчика производит проверку выполненных работ, соответствие применяемых материально-технических и производственных ресурсов условиям настоящего Контракта, ведомости объемов работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту). При этом Подрядчик обязан предоставить Заказчику комплект исполнительной документации на предъявляемые к приемке работы. В случае отсутствия исполнительной документации либо ее некомплектности, работы приемке не подлежат до предоставления исполнительной документации в полном объеме.
В соответствии с п. 8.2 проекта контракта выполненные работы Подрядчик сдает Заказчику по акту формы КС-2 в срок до 25-го числа отчетного месяца. После подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по настоящему Контракту формы КС-2 составляется Справка о стоимости выполненных работ формы КС-3.
В соответствии с п.8.9 проекта контракта приемка Объекта завершается подписанием Акта сдачи-приемки законченных работ по Объекту.
Таким образом, в статье 8 проекта контракта указан пошаговый алгоритм приемки выполненных работ, который предусматривает проверку выполненных работ (проведение замеров, проверку соответствия видов работ условиям контракта, наличие исполнительной документации, лабораторных испытаний и т.д.) и устанавливает предельный срок предоставления оформленного надлежащим образом Акта выполненных работ до 25 числа отчетного месяца.
4. Статья 10 проекта контракта регулирует вопросы возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор - это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12), т.е. это те обстоятельства, которые происходят извне и не зависят от воли людей.
Подрядчик, нарушивший обязательство вследствие форс-мажорных обстоятельств, не несет ответственности за его неисполнение (ненадлежащее исполнение). В частности, не нужно возмещать убытки, платить неустойку за просрочку (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
По общему правилу дальнейшее действие обязательства зависит от того, останется ли возможность исполнить его, когда обстоятельства непреодолимой силы отпадут. Если такое исполнение возможно, форс-мажор сам по себе не прекращает обязательство должника.
Согласно ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Согласно п.10.2 проекта контракта если в результате обстоятельств непреодолимой силы результатам работ был нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую в 10-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения работ и (или) заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых сроков, порядка ведения и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего Контракта, либо инициировать процедуру расторжения Контракта. Свидетельство соответствующего компетентного органа является надлежащим доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств.
Основанием для изменения контракта является, в частности, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если иное им не предусмотрено или не вытекает из его существа.
Таким образом, установление в проекте контракта положений о регулировании правоотношений в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств не является нарушением ч.1 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N ФЗ-44.
На участие в электронном аукционе подано 10 заявок, все допущены. Разъяснений на положения документации Заказчику не поступало.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контракт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 июня 2021 г. N 540-14941-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021