Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ФГБУ ИПУ РАН: Бородкина И.А. (доверенность от 02.11.2020 N46-131ю/1987), Даньковой Т.Ю. (доверенность от 15.06.2021 N46-Д1/1204), Тимохина Д.А. (доверенность от 02.07.2020 N46-Д1/1205), Полтева Д.А. (доверенность от 15.06.2021 N46-Д1/1203),
в отсутствие представителей ООО "Уралтек" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.06.2021 N ЕИ/33836/21,
рассмотрев жалобу ООО "Уралтек" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ИПУ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для
уборки помещений ИПУ РАН (Закупка N 0373100055121000023) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.06.2021 N ЕИ/33836/21, Комиссия Управления установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, решение аукционной комиссии Заказчика, выразившееся в признании его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2021 N0373100055121000023-3 заявка Заявителя (номер заявки 109904458) признана несоответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании:
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 п.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.12.6 Информационной карты аукционной документации установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N616.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно п.16.2 участникам закупки надлежит представить в составе второй части заявки, в частности, следующее: "Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим пунктом, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт".
Согласно п.1 постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Согласно п.6 постановления N616 в целях реализации постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Согласно п.10 Постановления N616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Комиссией Управления установлено, что в заявке Заявителя отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции на товар по п.5 "Губка бытовая с абразивом".
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст14 Закона о контрактной системе.
При таких данных у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания аукционной комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе при принятии решения о соответствии заявки Заявителя требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявитель ссылается, что товар по п.5 "Губка бытовая с абразивом" с указанным Заказчиком кодом ОКПД2 и в совокупности с установленными в Техническом задании характеристиками отсутствуют в реестре российской промышленной продукции, что предполагает получением Заказчиком разрешения на закупку товара иностранного происхождения либо осуществлять закупку данного товара отдельно от других, требуемых в соответствии с Техническим заданием товаров, включенных в реестр.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что у участников закупки имелась возможность представить все требуемые в соответствии с Постановлением N616 выписки, в частности, на товар по оспариваемому пункту, на что указывает фактическое наличие указанного товара в реестре российской промышленной продукции с номером реестровой записи N2489\1\2020 от 14.10.2020:
На заседании Комиссии Управления установлено, что указанная выписка (N2489\1\2020 от 14.10.2020) выдана в отношении товара "Губки купальные для тела, обшитые тканью", в то время как согласно требованиям аукционной документации Заказчику требуется к поставке "Губка бытовая с абразивом".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что исходя из наименования товара, содержащегося в реестре и идентифицируемого Заказчиком как подходящего под требования Технического задания, однозначно не следует возможность применения и соответствие купальной губки, прямым назначением которой является использование для очищения от загрязнений тела человека, по назначению, требуемому Заказчику, а именно, для бытового назначения, что подразумевает под собой использование для различных хозяйственных нужд (для мытья и чистки посуды, раковин, плит).
Кроме того, указание на абразивное покрытие закупаемого товара означает, что указанный товар будет использован для удаления сильных загрязнений, поскольку в состав любого абразива входят синтетическое волокно, клей (смола), твердые минеральные частицы, что в силу своих физических свойств не может быть обеспечено с помощью губки, обшитой тканью, и однозначно указывает на то, что губка, обшитая тканью, не будет удовлетворять требованиям Заказчика.
При этом, Комиссия Управления отмечает, что для товара по п.5 "Губка бытовая с абразивом" Заказчиком не была представлена иная выписка из реестра российской промышленной продукции, помимо вышеуказанной, что позволяет сделать вывод о том, что указанный товар не содержится в реестре.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, какая иная продукция, соответствующая требованиям по п.5 "Губка бытовая с абразивом", содержится в реестре российской промышленной продукции.
Согласно абзацу 2 пп. "а" п. 3 постановления Правительства N 616 запрет не применяется в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием Государственной информационной системы промышленности, в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, в случае необходимости осуществления закупки промышленной продукции, включенной в перечень, но не содержащейся в реестре российской промышленной продукции, необходимо получить разрешение на закупку иностранного товара.
Приложение N 1 к приказу Минпромторга России от 29 мая 2020 г. N 1755 "Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара" устанавливает правила выдачи разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара по обращению государственных заказчиков, муниципальных заказчиков или иных юридических лиц, указанных в части 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Приложения N 1 к приказу Минпромторга России от 29 мая 2020 г. N 1755 Заявитель подает в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявку о выдаче разрешения (далее - заявка) через государственную информационную систему промышленности.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Заказчиком не подавалась заявка в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, при этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком с учетом вышеуказанных обстоятельств установлен в аукционной документации запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства N616 в отношении товаров по оспариваемому пункту.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что во исполнение положений постановления N616 надлежащим образом Заказчику было необходимо либо выделить закупку оспариваемого товара в отдельный лот либо получить вышеуказанное разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не соответствуют требованиям п.10 ст.42, ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Уралтек" на действия аукционной комиссии ФГБУ ИПУ РАН необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
ФГБУ ИПУ РАН
ООО "Уралтек"
ООО "РТС-тендер"
Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А,г. Москва, 121151 |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/06/106-10060/2021 об устранении нарушений
законодательства о контрактной системе
17.06.2021 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
на основании решения Комиссии от 17.06.2021 по делу N077/06/106-10060/2021, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Уралтек" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ИПУ РАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для уборки помещений ИПУ РАН (Закупка N 0373100055121000023) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 17.06.2021 по делу N077/06/106-10060/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 17.06.2021 по делу N077/06/106-10060/2021.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 30.07.2021 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 17.06.2021 по делу N077/06/106-10060/2021 может быть обжаловано в суде (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июня 2021 г. N 077/06/106-10060/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021