Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Иннованта" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Продукты питания Смесь белковая" (извещение N 0318200064021000071) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, на все запросы Заказчиком в установленный срок даны разъяснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Продукты питания Смесь белковая" (извещение N 0318200064021000071).
Начальная (максимальная) цена контракта - 592 634,10 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие):
N
п/п
Наименование
продукта
Характеристика продукта
Ед.
изм.
Кол-во
Область применения, качество, характеристики продукта
Фасовка, упаковка
Запас срока годности на момент поставки
Периодичность
поставки
1.
Смесь белковая
Композитная сухая
КТРУ
10.86.10.910-00000002
Вид применяемого сырья:
Белок молока
Агломерированная форма: Да
Наличие обогащающих компонентов: Да
Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто от 1,0 до 10,0 кг.
Срок годности не менее 10 месяцев.
по заявке заказчика
с 6.30 утра до 12.00 дня (дозавоз товара, в случае необходимости, осуществляется до 15.00 часов)
кг
230
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Информационная карта", где Заказчиком установлено:
39
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге
требование в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о предоставлении во второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара, данным документом является свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 3 "Проект контракта", где Заказчиком установлено:
"3.5. Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передать Заказчику относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем Товара и настоящим Контрактом".
"3.3. проекта Контракта указан состав документов, которые Поставщик обязан предать Заказчику в день поставки товара:
_- Акт сдачи-приемки Товара в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон), подписанный со стороны Поставщика;
- копии товарных накладных по форме N ТОРГ-12, подписанных Получателями и заверенные печатью Поставщика (при наличии печати);
- счета-фактуры.
- копии документов, подтверждающие лечебные и (или) профилактические свойства поставляемой смеси белковой композитной сухой, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, в соответствии с требованиями п. 5.1.8 ГОСТ 33933-2016. "Продукты диетического лечебного и диетического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия_".
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
04.06.2021 Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе, в котором указано:
Запрос на разъяснение документации
Уважаемый заказчик!
Просим Вас разъяснить положения документации электронного аукциона N 0318200064021000071:
1. В пункте 39 Информационной карты электронного аукциона Заказчик установил требование к содержанию во второй части заявки следующих документов:
"_требование в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о предоставлении во второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара, данным документом является свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар_"
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 2 ст. 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли- продажи продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором. Соответственно, обязанность поставщика передать заказчику указанное свидетельство о государственной регистрации продукта возникает у поставщика в силу закона при исполнении договора в момент передачи товара.
В соответствии с пунктом 3.5. проекта контракта Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передать Заказчику относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем Товара и настоящим Контрактом.
Как следуют из аукционной документации, объект закупки относится к специализированной пищевой продукции и в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 (далее по тексту - "ТР ТС 021/2011"), подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном порядке.
Согласно пункту 4 той же статьи государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (далее именуется - орган по регистрации специализированной пищевой продукции).
Согласно пункту 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции проводится оценка (подтверждение) соответствия данной пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации (или его копия) является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и такой документ необходимо передавать покупателю вместе с товаром.
Из описанного выше следует, что Заказчик, в нарушение положений пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, установил требования о предоставлении во второй части заявки документов, которые в соответствии с проектом контракта, предоставляются Поставщиком одновременно с передачей Заказчику поставляемого товара.
Также, обращаем внимание Заказчика на то, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии конкретный товар, соответствующий требованиям, установленным Заказчиком. Следовательно установление в документации о закупке требований о предоставлении участником закупки в составе заявки свидетельства о государственной регистрации является неправомерным и ограничивает конкуренцию.
2. В пункте 3.3. проекта Контракта указан состав документов, которые Поставщик обязан предать Заказчику в день поставки товара:
"_- Акт сдачи-приемки Товара в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон), подписанный со стороны Поставщика;
- копии товарных накладных по форме N ТОРГ-12, подписанных Получателями и заверенные печатью Поставщика (при наличии печати);
- счета-фактуры.
- копии документов, подтверждающие лечебные и (или) профилактические свойства поставляемой смеси белковой композитной сухой, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, в соответствии с требованиями п. 5.1.8 ГОСТ 33933-2016. "Продукты диетического лечебного и диетического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия_"
Согласно п. 3.1 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 33933-2016) сухие белковые композитные смеси (далее - СБКС) являются специализированными пищевыми продуктами.
Согласно п.2 ч.1 ст.23 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011) декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
- специализированной пищевой продукции.
В перечнях, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", соответствующая продукция, являющаяся объектом закупки, также не поименована.
Также обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 5.1.8 ГOCT 33933-2016: Конкретная СБКС с установленным химическим составом (пищевой ценностью) и энергетической ценностью должна иметь доказанные лечебные и (или) профилактические свойства, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, позволяющие использовать ее в качестве компонента для приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в соответствии с требованиями к организации диетического лечебного и диетического профилактического питания по нормативным правовым документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
При этом допуск в оборот специализированных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 880, Техническим регламентом TP ТС 27/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N34.
В соответствии с ч.2 ст.10 ТР ТС 027/2012 при государственной регистрации продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания предоставляется документ(ы), подтверждающий(е) заявленные лечебные и (или) профилактические свойства, следовательно, без подтверждения заявленных лечебных и профилактических свойств свидетельство о государственной регистрации не выдается.
Согласно ч.2 ст.25 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 для государственной регистрации специализированной пищевой продукции заявитель представляет в орган по регистрации специализированной пищевой продукции следующие документы:
1) заявление на проведение государственной регистрации специализированной пищевой продукции с указанием ее наименования, наименования заявителя и адреса его места нахождения (для заявителя - юридического лица), фамилии, имени, отчества заявителя, адреса его места нахождения, данные документа, удостоверяющего личность (для заявителя - индивидуального предпринимателя);
2) результаты исследований (испытаний) образцов специализированной пищевой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие соответствие такой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется;
3) сведения о назначении пищевой продукции.
В силу положений ч.2 ст.24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации только после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
С учётом изложенного, обращение специализированной пищевой продукции возможно только при наличии Свидетельства о государственной регистрации, и только в той области применения, которая указана в соответствующем свидетельстве о регистрации.
Соответственно продукция, на которую выдано свидетельство о государственной регистрации по умолчанию имеет доказанные лечебные и (или) профилактические свойства, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, и Заказчик не вправе запрашивать копии документов, подтверждающими пункт 5.1.8 ГОСТа 33933-2016 о том, что конкретная СБКС с установленным химическим составом (пищевой ценностью) и энергетической ценностью, позволяющие использовать ее в качестве компонента для приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания.
Поставщик в подтверждение качества поставленного товара (специализированной пищевой продукции) обязан предоставить исключительно копию свидетельства о государственной регистрации (СГР) на продукцию.
Таким образом документация о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательством РФ,
Просим:
1. Исключить из пункта 39 Информационной карты электронного аукциона требование о предоставлении в составе вторых частей документа (свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар), который в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом контракта передается вместе с товаром;
2. Привести документацию аукциона в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в части предъявления требований к предоставлению документов, подтверждающих качество поставляемого товара, исключив из второго абзаца Технического задания настоящей закупки, требование о предоставлении документов, подтверждающих пункт 5.1.8 ГОСТа 33933-2016 о том, что конкретная СБКС с установленным химическим составом (пищевой ценностью) и энергетической ценностью, позволяющие использовать ее в качестве компонента для приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания".
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru 04.06.2021 г. размещен ответ на запрос в котором указано:
Рассмотрев запрос сообщаем следующее:
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Таким образом, в отношении поставки продукции, являвшейся предметом проводимого аукциона, действует запрет, установленный постановлением N 1224, что влечет необходимость представления участниками электронного аукциона документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.
Таким подтверждением, в частности, может являться сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств от 20 ноября 2009 г.
Заявитель в жалобе указывает, что опубликованные разъяснения не имеют никакого отношения к сути вопросов и доводов, приводимых в запросе.
В запросе не упоминалось и не оспаривалось требование о декларировании страны происхождения предлагаемого к поставке товара и не упоминался описываемый Заказчиком в разъяснениях сертификат о происхождении товара.
Заказчик, не вникая в суть поставленных вопросов опубликовал разъяснения, не связанных с содержанием поданного запроса на разъяснение документации.
В связи с этим, Заявитель, в этот же день (04.06.2021 г.) направил второй запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
Заказчиком 07.06.2021 г. опубликованы разъяснения положений документации электронного аукциона по приведенному выше (второму) запросу, в которых Заказчик смог разъяснить только один из поставленных вопросов, приводимых Заявителем в ранее направленных двух запросах на разъяснение.
По первому вопросу (в части указания требования о предоставлении свидетельства о государственной регистрации в составе вторых частей заявок) правовая позиция Заказчика, указанная в разъяснениях от 07.06.2021 г., Заявителю ясна и понятна, однако по второму вопросу, от Заказчика по-прежнему не было получено никаких разъяснений.
В связи с этим, Заявитель, в этот же день (07.06.2021 г.) направил третий запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
Заказчиком 08.06.2021 г. опубликованы разъяснения положений документации электронного аукциона по приведенному выше (третьему) запросу.
В своих разъяснениях, Заказчик, снова не вникая в содержание поданного запроса, и намеренно игнорируя предмет запроса, опубликовал текст, абсолютно идентичный тексту, опубликованному Заказчиком в предыдущих разъяснениях от 07.06.2021, несмотря на то, что содержание данного текста никак не связано с содержанием поданного третьего запроса.
В третьем запросе речь шла об исключении из документации электронного аукциона незаконного требования по предоставлению Заказчику в день поставки товара ряда документов, в числе которых документы, подтверждающие тот факт, что конкретная СБКС с установленным химическим составом (пищевой ценностью) и энергетической ценностью, позволяет использовать ее в качестве компонента для приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания. В свою очередь, Заказчик в своих разъяснениях описывает необходимость предоставления в составе вторых частей заявок свидетельства о государственной регистрации, что никак не относиться с содержательной части поданного третьего запроса.
В соответствии с п.5.1.8 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" конкретная СБКС с установленным химическим составом (пищевой ценностью) и энергетической ценностью должна иметь доказанные лечебные и (или) профилактические свойства, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, позволяющие использовать ее в качестве компонента для приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в соответствии с требованиями к организации диетического лечебного и диетического профилактического питания по нормативным правовым документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
Таким образом, указанное требование относится к производству смеси.
В соответствии с п.5.3.2 ГОСТ 33933-2016 на этикетке или непосредственно на потребительской упаковке должно быть дополнительно указано:
- пищевая ценность (энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов), содержание витаминов, макро- и микроэлементов в 100 граммах СБКС и в рекомендованной порции (в соответствии с приложением В);
- область применения в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации и областью применения СБКС, установленной настоящим межгосударственным стандартом;
- рекомендации по использованию и способу приготовления.
Согласно п. 5.3.3 ГОСТ 33933-2016 информация может быть дополнена:
- товарным знаком;
- штриховым кодом;
- справочной информацией по СБКС.
В силу положений ч. 2 ст. 24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации только после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
В связи с чем, требование о предоставлении документов, подтверждающих лечебные и (или) профилактические свойства необоснованно.
При этом, Заказчиком не разъяснено какие именно документы предусмотрены п.5.1.8 ГОСТ 3393-2016.
Таким образом, в своих разъяснениях Заказчик не предоставил разъяснение по вопросу предоставления документов, подтверждающих лечебные и (или) профилактические свойства поставляемой смеси белковой композитной сухой, подтвержденные результатами исследований ее клинической эффективности, в соответствии с требованиями п. 5.1.8 ГОСТ 33933-2016. "Продукты диетического лечебного и диетического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", что нарушает положения ч. 4 ст. 65 Закон о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС России установлены нарушения Закона о контрактной системе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком в Разделе 2 "Описании объекта закупки" установлено требование "Срок годности не менее 10 месяцев", при этом Заказчиком не определено как наименование показателя или значение.
Согласно ст. 473 Гражданского кодекса РФ срок годности товара определяется как период со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден для использования, либо как дата, до наступления которой товар остается пригодным.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Инструкцию по заполнению заявки, где Заказчиком установлено: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров".
В связи с чем, указание в первой части заявки на участие в аукционе конкретного срока годности на момент поставки товара возможно только на дату передачи товара конкретному получателю.
Допущенные нарушения ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу N0318200064021000071-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2021 г. подано три заявки, все признаны соответствующими и допущены к участию в аукционе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Иннованта" обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 65, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 238
по решению N907/2021-КС по делу N 023/06/64-2956/2021 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
18 июня 2021 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 18.06.2021 г. по делу N 023/06/64-2956/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Иннованта" на действия ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Продукты питания Смесь белковая" (извещение N 0318200064021000071) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N5" МЗ КК устранить нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе: при направлении проекта контракта победителю исключить из п.3.3 требование о предоставлении копий документов в соответствии с п.5.1.8 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия.". Осуществить дальнейшие процедуры по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе и документации и с учетом решения N907/2021-КС по делу N 023/06/64-2956/2021.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
3. В срок до 15.07.2021 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 июня 2021 г. N 907/2021-КС (ключевые темы: документация об электронном аукционе - технический регламент - свидетельство о государственной регистрации - участники закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021