Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
М.А. Благодарев,
Члены Комиссии:
С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
по итогам рассмотрения жалоб Заявителей на действия Заказчика при проведении закрытого электронного аукциона N0858100000121000088 "Поставка товара (пиломатериалы хвойных пород - брусок обрезной) в интересах управления боевой подготовки для нужд ФКУ "ОСК Южного военного округа" в 2021 году" (далее - аукцион, закупка) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Бычкова И.В. (доверенность от 08.12.2020 N1/424), при участии Заявителя 2 - Калямина А.И., без участия представителя Заявителя 1, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалоба Заявителей на действия аукционной комиссии Заказчика.
Заказчик не согласился с доводами жалоб; представил в Комиссию Ростовского УФАС России письменные пояснения по жалобам.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
08.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении закрытого аукциона, согласно которого начальная (максимальная) цена контракта - 3 605 209,02 рублей; дата и время окончания подачи заявок - 16.06.2021 08:00 МСК.
Контракт по итогам закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно протокола подведения итогов закупки от 21.06.2021, комиссией Заказчика рассмотрено 7 заявок; 6 заявок признаны не соответствующими требованиям Закона и Документации об аукционе, в том числе:
- заявка N32820 (Заявитель 1) с обоснованием: "Заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона предусмотрены требования ко второй части заявки, п.3.2.4, ч. 3.2 "Требования к информации и документам, входящим в состав заявки на участие в закрытом аукционе" Раздела 1 документации. Установлено, что Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "...4) В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Участник в составе второй части заявки представил выписку N 2881\2\2019 с истекшим сроком действия (срок действия 27.04.2021). Кроме того, выписка представлена на пиломатериалы хвойных пород: доска строганая, брусок строганый, что не соответствует закупаемому товару (брус обрезной)";
- заявки N64235 (Заявитель 2) с обоснованием: "Заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона предусмотрены требования ко второй части заявки, п.3.2.4, ч. 3.2 "Требования к информации и документам, входящим в состав заявки на участие в закрытом аукционе" Раздела 1 документации. Установлено, что Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "...4) В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Участник в составе второй части заявки не представил на предлагаемые к поставке товары документы (копии документов) в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно доводов жалоб Заявитель 1, Заявитель 2 не согласны с признанием их заявок не соответствующими требованиям Закона и Документации об аукционе по основаниям, изложенным в протоколе.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.69 Закона Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ извещения об осуществлении закупки и аукционной документации показал, что Заказчиком установлен запрет на допуск отдельных товаров для целей осуществления закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно п.6. Постановления N616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Согласно п.10. Постановления N616 установлено, что что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В силу требований п.6 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что полномочия аукционной комиссии при проверке вторых частей заявок на участие в закупке нормативно ограничены проверкой их соответствия требованиям документации об аукционе. Закон не предоставляет комиссии Заказчика права на принятие заявки, не соответствующей требованиям Документации, как и не допускает для аукционной комиссии возможности критики Документации или неприменения каких-либо ее положений. Обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в Документации об аукционе Заказчиком. Иной подход к решению вопроса об объеме компетенции аукционной комиссии может повлечь за собой незаконное расширение ее полномочий и приобретение для Заказчика товаров, которые не соответствуют сформулированным в Документации требованиям, в целях приобретения которых организован аукцион.
Обозрев вторую часть заявки Заявителя 1, Комиссия установила, что участник представляет Выписку из реестра российской промышленной продукции: Реестровая запись N 2881\2\2019; Дата внесения в реестр: 28.04.2020; Заключение N29811/08 от 28.04.2020 (срок действия 27.04.2021).
В силу того, что Заявителем 1 в составе второй части заявки представлена выписка с истекшим сроком действия, аукционная комиссия при подведении итогов правомерно руководствовалась ч.6 ст.69 Закона, признавая заявку N32820 (Заявитель 1), не соответствующей требованиям Закона и Документации о закупке.
Довод жалобы Заявителя 1 необоснованный.
Обозрев вторую часть заявки Заявителя 2, Комиссия установила, что участник представил Декларацию о стране происхождения товара.
В силу того, что в качестве подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N616 необходимо представить в составе второй части заявки на участие в закупке вписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, в соответствии с п.10 Постановления N616.
Ввиду изложенного, аукционная комиссия при подведении итогов правомерно руководствовалась ч.6 ст.69 Закона, признавая заявку N64235 (Заявитель 2), не соответствующей требованиям Закона и Документации о закупке.
Довод жалобы Заявителя 2 необоснованный.
В ходе осуществления внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
В отношении закупаемого товара Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств на основании Постановления N616.
В соответствии с п. 1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Согласно Документации об аукционе Заказчиком установлен код ОКПД2 16.10.10.110 "Пиломатериалы хвойных пород".
Комиссией установлено, что код ОКПД2 16.10.10.110 указанный в Документации о закупке не включен в Перечень Постановления N616.
Согласно п.2 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.14 Постановления N616 для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа.
В силу того, что данная закупка не осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, применение Заказчиком Постановления N616 к товарам, не входящий в Перечень, является нарушением ч.3 ст.14 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя 1 необоснованной.
2. Признать жалобу Заявителя 2 необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов, внесении изменений в аукционную Документацию с учетом настоящего решения и требований Закона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
исп. Гижко В.Н.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 июня 2021 г. N 061/06/69-1133/2021 (ключевые темы: товары, происходящих из иностранных государств - промышленные товары - аукционная комиссия - государственные и муниципальные нужды - заявка на участие в электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021