Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказ Белгородского УФАС России от 21.06.2021 N 383, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "Грос Комп".
Комиссия Белгородского УФАС России (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГКУЗ особого типа "Медицинский информационно-аналитический центр", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Грос Комп" (о времени и месте проведения проверки надлежаще уведомлено), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0126200000421002402),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Грос Комп" на положения документации об электронном аукционе на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0126200000421002402) (далее - Электронный аукцион).
Указанная жалоба заявителем отозвана.
Из информации, содержащейся в отозванной жалобе ООО "Грос Комп", следует, что в документации об Электронном аукционе содержится необъективное и излишне детализированное описание объекта закупки, которое не соответствует положениям Закона о контрактной системе и направлено на ограничение конкуренции. А именно:
- в пункте 3.3 технического задания документации установлено требование о наличии у закупаемого оборудования встроенного в процессор видеоядра; вместе с тем, данная характеристика направлена исключительно на ограничение конкуренции и не влияет на функционал оборудования;
- в пункте 3.11 технического задания заказчик устанавливает дополнительную характеристику к закупаемому оборудованию - интерфейсные разъемы должны быть аппаратными, находиться на корпусе и не быть реализованными переходниками; в то же время, все современное компьютерное оборудование выпускается на материнских платах, не имеющих встроенного разъема VGA (п.2.1.16), так как данный порт является устаревшим низкоскоростным интерфейсом, который не поддерживают современные внешние периферийные устройства;
- в пункте 3.15 технического задания предусмотрено требование к характеристике закупаемого оборудования - форм-фактор модуля доверенной загрузки М.2 А-Е 2230; данное требование к формату подключения модуля доверенной загрузки является избыточным и направлено исключительно на закупку модуля доверенной загрузки определенного производителя - компании Код безопасности, производящей ПАК "Соболь";
- в пункте 3.16 технического задания заказчик устанавливает дополнительную характеристику к закупаемому оборудованию - использование модуля доверенной загрузки в режиме интеграции с Secret Net LSP и Secret Net Studio 8; между тем, интеграцию с указанными средствами защиты обеспечивает только ПАК "Соболь", то есть заказчик завуалированно описывает конкретное средство доверенной загрузки, тем самым ограничивая конкуренцию.
Кроме того, согласно поступившему обращению ООО "Грос Комп", техническое задание, представленное в документации об Электронном аукционе, нарушает положения постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014, поскольку соответствует оборудованию исключительно иностранного происхождения. Также из обращения следует, что в ответе на поступивший запрос участника закупки заказчик указал, что в случае предложения победителем закупки товара, произведенного на территории РФ, заказчик будет руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года N 719, что является неправомерным, поскольку указанные в постановлении N 719 документы производитель товара получает на добровольной основе.
Заказчик - ОГКУЗ особого типа "Медицинский информационно-аналитический центр", уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представили пояснения по поступившей информации, в которых указали на правомерность требований, содержащихся в документации об Электронном аукционе, и соответствии этих требований потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную в представленных пояснениях на обращение ООО "Грос Комп", считают доводы общества необоснованными.
Комиссия, рассмотрев информацию, поступившую от ООО "Грос Комп", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку документации по проведению Электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.06.2021 размещены извещение и документация по проведению Электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 83 274 080,00 рублей.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности.
На момент проведения проверки контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с Приложением N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе (далее - Техническое задание) к поставке требуется компьютер персональный настольный (моноблок), среди прочего имеющий следующие дополнительные характеристики:
- пункт 3.3 - видео ядро - встроенное в процессор (обусловлено отсутствием необходимости дооснащения внешним видеоадаптером);
- пункт 3.11 - интерфейсные разъемы - все запрошенные интерфейсные разъемы - аппаратные, находятся на корпусе и не реализованы переходниками (обусловлено необходимостью обеспечения надежного соединения без использования дополнительных устройств);
- пункт 3.15 - форм-фактор модуля доверенной загрузки - М.2 А-Е 2230 (обусловлено необходимостью обеспечения совместимости со средством информационной безопасности);
- пункт 3.16 - использование модуля доверенной загрузки в режиме интеграции с Secret Net LSP и Secret Net Studio 8 - наличие (используется у заказчика).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик приобретаемого товара относится к компетенции заказчика. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения им возложенных на него функций.
При рассмотрении дела представители заказчика указали, что объектом Электронного аукциона является моноблок, то есть, настольный компьютер, все аппаратные компоненты которого (материнская плата, жёсткие диски и др.) скомпонованы в одном корпусе с монитором, что предполагает его компактность для обеспечения экономии пространства рабочего места пользователя. Использование дополнительной видеокарты приведет к увеличению стоимости моноблока, а также его размера. Приобретаемые в рамках Электронного аукциона моноблоки предназначаются для выполнения определенных целей, что соответственно определяет их функциональность и заявленные характеристики. При этом у заказчика отсутствует необходимость дооснащения внешним видеоадаптером, моноблоки закупаются в основном для офисной работы, не подразумевающей необходимости обработки большого массива графических данных. Кроме этого, в приоритет заказчиком ставилось низкое потребление энергии и отсутствие повышенного шумового фона.
Заказчик также пояснил, что не имеет потребности в использовании, а тем более в дополнительной закупке "переходников" с высокоскоростных портов на порт VGA, так как данные процедуры не стандартизированы. Заказчик установил наличие порта VGA для необходимости совместимости с имеющимся оборудованием, таким как проекторы, дополнительные мониторы, медицинское оборудование, медицинские цветные просмотровые мониторы и т.д. Данная характеристика полностью соответствует КТРУ. Несмотря на то, что разъемы VGA являются устаревшими, в медицинских организациях области присутствует большое количество мониторов, имеющих именно этот разъем, и данные мониторы как раз и используются в качестве второго монитора к моноблоку для того, чтобы медицинский работник во время приема пациента кроме заполнения электронной медицинской карты пациента в МИС также мог параллельно пользоваться другими ресурсами на втором мониторе. В части реализации интерфейсных разъемов через переходник требование заказчика обусловлено повышением риска возникновения некачественного контакта при использовании любого дополнительного соединения, что недопустимо в медицине.
Из пояснений заказчика также следует, установленное требование о наличии форм фактора М.2 А-Е 2230 направлено на необходимость обеспечения компактности приобретаемого моноблока. Форм фактор М.2 А-Е 2230 является миниатюрным современным разъемом, все представленные модули доверенной загрузки имеют такое исполнение:
1. АМДЗ Аккорд https://www.okbsapr.ru/products/accord/accord-amdz/
2. СДЗ Dallas Lock https://dallaslock.ru/products/sdz-dallas-lock/
3. ПАК Соболь https://www.securitycode.ru/products/pak_sobol/?tab=models
В рассматриваемых коммерческих предложениях представлены модули доверенной загрузки Аккорд-АМДЗ и Dallas Lock, что подтверждает наличие на рынке нескольких решений под этот форм-фактор.
Представители заказчика также пояснили, что согласно пункту 18.3 приказа ФСТЭК России N 17 от 11 февраля 2013 года необходимо проводить управление (администрирование) системой защиты информации информационной системы, в том числе и централизованное. В медицинских организациях функционируют средства защиты информации Secret Net Studio 8, в настоящее время в ИТ-инфраструктуре которых уже развернут сервер безопасности Secret Net Studio, который позволяет управлять политиками информационной безопасности на конечных точках, создавать единую среду идентификации / аутентификации пользователей, вести единую систему аудита информационной безопасности. Для решения этих задач модуль доверенной загрузки должен использоваться в режиме интеграции с Secret Net Studio 8 и Secret Net LSP. В настоящее время в медицинских организациях области уже используется СЗИ Secret Net LSP и Secret Net Studio 8, устанавливая требование об использовании модуля доверенной загрузки в режиме интеграции с Secret Net, заказчик также руководствуется целесообразностью применения единого технологического решения для оптимизации администрирования посредством сервера безопасности Secret Net Studio.
Заявитель жалобу отозвал, явку представителя на рассмотрение дела не обеспечил. Доказательств, опровергающих вышеназванные доводы заказчика относительно наличия у него потребности в установленных Техническим заданием характеристиках оборудования, не представил.
При рассмотрении дела Комиссией также установлено, что документация об Электронном аукционе не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования документации об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В отозванной жалобе ООО "Грос Комп" не приведено обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, указанные в документации об Электронном аукционе.
На заседании Комиссии заказчиком представлены коммерческие предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов в ходе изучения заказчиком рынка приобретаемого оборудования, из которых следует, что требованиям заказчика, изложенным в документации об Электронном аукционе, соответствует продукция нескольких производителей- Lenovo, Acer и Lime Standart.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что на участие в Электронном аукционе поступили заявки от 11 частников закупки, указанные участники закупки допущены к участию в аукционе.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии конкуренции между участниками закупки при проведении Электронного аукциона.
С учетом вышеизложенного Комиссия не находит оснований для вывода о неправомерном ограничении конкуренции при проведении Электронного аукциона.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Данные условия допуска предусмотрены Разделом "Ограничения" документации об Электронном аукционе.
При этом приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также документация об Электронном аукционе не предусматривают ограничений либо запрета на подачу заявки на участие в аукционе с предложением оборудования иностранного происхождения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Между тем, из материалов дела не следует, что Электронный аукцион проводится с учетом необходимости выполнения минимальной доли закупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014.
При указанных обстоятельствах, у заказчика отсутствует обязанность, предусмотренная частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки указывать характеристики российского товара.
Кроме того, как следует из пояснений заказчика, при размещении Электронного аукциона приведено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Комиссией не выявлено наличие нарушений постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 по обстоятельствам, указанным в обращении ООО "Грос Комп".
Согласно разъяснениям, данным заказчиком на запрос участника закупки, в случае, если победителем закупки к поставке будет предложен товар, произведенный на территории РФ, заказчик будет руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года N 719.
При проведении внеплановой проверки представители заказчика относительно вышеназванного разъяснения пояснили следующее.
В соответствии с документацией об Электронном аукционе при проведении указанного аукциона установлены условия допуска товаров, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ 126н).
Согласно пункту 1.6 Приказа 126н подтверждением страны происхождения товаров, предусмотренных данным приказом, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1.7 Приказа 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в приказе, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в приказе, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" установлены критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Применение при исполнении контракта указанных критериев, в случае предложения победителем закупки товара российского происхождения, позволит подтвердить страну происхождения предлагаемого оборудования, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
ООО "Грос Комп" поданную жалобу отозвал, доказательств нарушения его прав и законных интересов в связи с данным заказчиком разъяснением положений документации об Электронном аукционе, не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ОГКУЗ особого типа "Медицинский информационно-аналитический центр", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по доводам, указанным в обращении ООО "Грос Комп".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 25 июня 2021 г. N 39 (ключевые темы: документация об электронном аукционе - участники закупок - техническое задание - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021