Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган;
СПб ГКУ "Управление информационных технологий и связи" (далее - Заказчик);
АО "ОКЕНИТ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21088-ЭП/21 от 28.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" в 2021 году (извещение N 0172200002521000172) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000172.
Начальная (максимальная) цена контракта - 126 538 400,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении положения Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Согласно сведениям извещения, объектом закупки является выполнение работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" в 2021 году.
В соответствии с п.п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Пунктом 12.2.1.1. пункта 12.2 раздела 12 конкурсной документации установлено:
" 1) Наличие у участника лицензии ФСБ России на право осуществлять деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в части работ, предусмотренных пунктом 2, а именно "разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем", и пунктом 12*(1), а именно "установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации" Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Требование установлено на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно "разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Наличие указанной лицензии обусловлено пунктом 3.2.3 Приложения N 2 к Техническому заданию, а именно "Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" Государственной информационной система Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"(далее - ИС ИАО)", пунктом 3.2.3 Приложения N 3 к Техническому заданию, а именно "Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" ИС ИАО", пунктом 2.1.3.5 Приложения N 4 к Техническому заданию, а именно "Создание задачи "Интеграция с ГАС "Управление";
2) Наличие у участника лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации".
Требование установлено пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно "деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие указанной лицензии обусловлено пунктом 2.2 Приложения N 2 к Техническому заданию, а именно "Разработка проектных решений по ИС ИАО и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" ИС ИАО", пунктом 2.3 Приложения N 3 к Техническому заданию, а именно "Разработка проектных решений по ИС ИАО и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" ИС ИАО".
Конкурсной документацией предусмотрены требования к составу второй части заявки в рассматриваемой части:
"1) выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии ФСБ России на право осуществлять деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в части работ, предусмотренных пунктом 2, а именно "разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем", и пунктом 12*(2), а именно "установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации" Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Требование установлено на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно "разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Наличие указанной лицензии обусловлено пунктом 3.2.3 Приложения N 2 к Техническому заданию, а именно "Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" ИС ИАО", пунктом 3.2.3 Приложения N 3 к Техническому заданию, а именно "Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" ИС ИАО", пунктом 2.1.3.5 Приложения N 4 к Техническому заданию, а именно "Создание задачи "Интеграция с ГАС "Управление";
2) выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации".
Требование установлено пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно "деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие указанной лицензии обусловлено пунктом 2.2 Приложения N 2 к Техническому заданию, а именно "Разработка проектных решений по ИС ИАО и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" ИС ИАО", пунктом 2.3 Приложения N 3 к Техническому заданию, а именно "Разработка проектных решений по ИС ИАО и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" ИС ИАО";
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не включена возможность подтверждения наличия права осуществления деятельности в форме копии лицензии, выданной на бумажном носителе и полученной до 01.01.2021 года.
Комиссия УФАС отмечает, что с 01.01.2021 года вступили в силу изменения Закона о лицензировании, внесённые федеральным Законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее-Федеральный Закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ).
Так согласно внесенным изменениям в п. 2 ч. ст. 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу ч. 8 ст. 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений. Форма указанного заявления утверждается лицензирующим органом.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Иными словами, лицензия на осуществление отдельных видов деятельности с 01.01.2021 года выдается в электронной форме.
Кроме того, статьей 13 Федерального Закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ предусмотрено следующее:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.
3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования ч. 3 чт. 13 Федерального Закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ следует, что лицензии, выданные до 01.01.2021 года, подтверждают наличие у лицензиата лицензии лишь на 01.01.2021 год.
Аналогичная позиция изложена в письме МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 23.04.2021 года NД24и-12191 из содержания которого следует, что после 01.01.2021 года подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021 года, является запись в реестре лицензий. С 01.01.2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. В связи с тем, что подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий, полагаем, что участник закупки может представить сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления. При этом проверить наличие у лицензиата такой лицензии можно непосредственно на сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором в соответствии с Законом о лицензировании должны размещаться сведения из реестра лицензий.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС в действиях Заказчика при установлении требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно в части документов, подтверждающих наличие лицензий, не усматривает нарушений Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 54.2, 54.3, 54.4, 56.1, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ОКЕНИТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Работы по переустановке СКЗИ Крипто Про JCP 2.0 необходимы в случае некорректного функционирования или в результате сбоев программного обеспечения при разработке задачи с использованием СКЗИ.
*(2) Работы по переустановке СКЗИ Крипто Про JCP 2.0 необходимы в случае некорректного функционирования или в результате сбоев программного обеспечения при разработке задачи с использованием СКЗИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июля 2021 г. N 44-3259/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021