На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" при проведении закрытого электронного аукциона: "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования" (извещение N 0318100001620000075) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России из Военной прокуратуры Сочинского гарнизона поступило обращение от 23.06.2021 N 9/3192, согласно которому заказчиком при проведении закупки допущены нарушения ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" проведен закрытый электронный аукцион: "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования" (извещение N 0318100001620000075). Начальная (максимальная) цена контракта 9 682 705,20 рублей.
02.06.2021 между ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" и ООО "Евромедсервис" заключен контракт на сумму 2 971 600,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
В разделе IV Описание объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемым услугам, перечень медицинского оборудования с наименованием. При обслуживании оборудования требуются специальные знания и навыки.
В Описании в п.8 указано, что исполнитель обязан иметь и предоставить действующие дипломы о повышении квалификации по техническому обслуживанию медицинской техники в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 (не менее 3-х свидетельств), и дипломы, удостоверения о повышении квалификации по радиационной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании Samsung Medison, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании EKF Diagnostic, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании THERMO Fisher Scientific, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании Drew Scientific, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании Bio Systems, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании Cryo Space, действующий сертификат о допуске инженера к работе с аппаратами производства компании Super Sonic.
В соответствии с п.4.1 Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее Методические рекомендации) к выполнению допускаются специалисты не моложе 18 лет, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. В силу п.4.1.3 Методических рекомендаций служба технического обслуживания медицинской техники должна иметь специалистов по всему перечню видов обслуживаемой медицинской техники, отвечающих следующим квалификационным требованиям: наличие высшего или среднего технического образования, профессиональной подготовки и квалификации в соответствии со специальностью и должностными обязанностями; наличие квалификационной группы допуска к проведению опасных и специальных видов работ для осуществления технического обслуживания соответствующих видов медицинской техники.
На основании п.4.1.4 Методических рекомендаций специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Таким образом, установленные требования продиктованы спецификой закупки, поскольку фактическое выполнение работ без соответствующих квалифицированных сотрудников противоречит требованиям Методических рекомендаций.
Наличие указанных требований являлось предметом рассмотрения Комиссии Краснодарского УФАС России по делу N 1423/2019-КС по закупке N 0318100001619000170, а также Арбитражного суда Краснодарского края (дело NА32-31128/2019).
Также в документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе - лицензия на техническое обслуживание медицинской техники. Ссылка на постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N469, которое утратило силу с 01.01.2021 не свидетельствует об отсутствии обязанности у участников закупки предоставить требуемый документ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях заказчика - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" нарушение ст.33, п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не подтверждено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июля 2021 г. N ВП-221/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021