Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Вектор" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Оханская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку молочных продуктов (изв. N 0356300049021000038) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300049021000038 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку молочных продуктов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 287 347,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.07.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые ограничивают количество возможных участников закупки, нарушают требования Закона закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В соответствии с приложением 2 "Техническое задание" Заказчиком закупается каша молочная для детского питания (Код КТРУ 10.86.10.100-00000001). При этом Заказчиком установлены следующие требования к товару:
Каша молочная для детского питания
Форма выпуска: Сухая
Вид добавок: Без добавок и/или Овощные и /или Фруктовые и/или Ягодные
Вид каши: Гречневая и/ или Овсяная и/ или Пшеничная и/или Рисовая и/или Кукурузная
Способ приготовления: Не требующая варки
Ассортимент: не менее 2 разных видов каши в равных пропорциях
Пищевая ценность в 100 г сухого продукта:
Белки - не менее 12,0 - не более 20,0 г
Жиры - не менее 10,0 - не более 18,0 г
Углеводы - не менее 60,0 - не более 70,0 г
Натрий - не более 115,00 мг
Кальций - не менее 300 - не более 600 мг.
Йод - не менее 60 мкг.
Железо - не менее 7,0 мг
Витамин С - не менее 50
Витамин А - не более 0,27 - не менее 0,5 мг/экв.
Пребиотик и/или пищевые волокна - не менее 1 г.
Не содержит искусственных красителей и консервантов
Упаковка: герметичная
Объем: не менее 200 грамм не более 250 грамм
Остаточный срок годности продукта на момент поставки составляет не менее 8 месяцев.
Обязательные для применения и исполнения на территории Российской Федерации требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на территории РФ, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения установлены "Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии N67 от 09.10.2013 (далее - Технический регламент ТР ТС 033/2013).
В техническом задании также указано, что технические и функциональные характеристики предмета закупки: детских молочных смесей и молочных каш находятся в рамках и в соответствии с Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013) ", а безмолочных каш в соответствии с СанПиНом 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (Постановление Главного Государственного Санитарного Врача РФ от 14.11.2001 г. N36).
Комиссия отмечает, что нормы содержания белков, жиров и углеводов для каш молочных установлены в Приложении N12 к Техническому регламенту ТР ТС 033/2013. Требования, установленные Заказчиком в техническом задании, соответствуют положениям Технического регламента.
Вместе с тем, нормы содержания в кашах молочных натрия, кальция, йода, железа, витаминов А, С, пребиотика и/или пищевых волокон не регламентированы Техническим регламентом ТР ТС 033/2013. Регламентом также не предусмотрена необходимость наличия данных нутриентов и витаминов в кашах молочных в том или ином содержании.
Как было указано выше, при составлении описания объекта закупки Заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, поскольку Заказчиком использованы показатели, не предусмотренные Техническим регламентом ТР ТС 033/2013, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия также отмечает, что довод о том, что Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", в котором установлены требования к оспариваемым показателям каш молочных, следовательно установление требований к данным показателям правомерно, не может быть признана обоснованной.
В отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза (в том числе Технического регламента ТР ТС 033/2013, согласно пункту 2-1 Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299, не применяются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Кроме того, в соответствии с п.61 Технического регламента ТР ТС 033/2013, продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой).
Вместе с тем, согласно Техническому заданию Заказчиком установлено требование к объему упаковки - не менее 200 грамм не более 250 грамм. Обоснования установленного требования, отличного от установленного в Техническом регламенте 033/2013, аукционная документация не содержит.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя о том, что требованиям, установленным в техническом задании, не соответствует ни один товар, реализуемый на территории Российской Федерации, также признается Комиссией обоснованным.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, установленным требованиям соответствуют каши "Нестле" и "Бибиколь". Вместе с тем, согласно предоставленной в материалы жалобы информации, упомянутые каши не соответствуют требованию о содержании в 100г готовой продукции витамина А не более 0,27-не менее 0,5 мг/экв.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что установленным требованиям не соответствуют товары, реализуемые на территории РФ. Доказательств обратного в материалы жалобы не предоставлено.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" на действия ГБУЗ ПК "Оханская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку молочных продуктов (изв. N 0356300049021000038) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021