Резолютивная часть решения оглашена 08 июля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 июля 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Борисове Антоне Сергеевиче (далее - ИП Борисов А.С.) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по диагностике оборудования (извещение N 0169200000821000094) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Пащенко А.А., действующего на основании доверенности от 08.09.2020 N 03-01-01-08/2372;
- ИП Борисова А.С., действующего на основании Выписки из ЕГРИП, личность удостоверена паспортом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Борисова А.С. в связи с уклонением от заключения контракта.
Согласно представленным документам 01.06.2021 заказчик объявил о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 366 рублей 71 копейка.
Размер обеспечения исполнения контракта составляет - 5% от цены предложенной победителем аукциона.
Из извещения о проведении аукциона следует, что закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогам проведения электронного аукциона составило - 34,08%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0169200000821000094-3 от 15.06.2021 заявка ИП Борисова А.С. признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 16.06.2021.
Регламентированный срок подписания контракта со стороны участника - 21.06.2021.
Победитель аукциона 21.06.2021 разместил на электронной площадке протокол разногласий в части реквизитов.
Заказчик разместил 24.06.2021 в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС доработанный проект контракта.
Срок подписания доработанного проекта контракта - 29.06.2021 в 23:59.
На заседании Комиссии установлено, что победитель аукциона 30.06.2021 в 00:12 разместил на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В связи с тем, что победитель аукциона просрочил подписание проекта контракта, заказчик 30.06.2021 признал ИП Борисова А.С. уклонившимся от заключения контракта и направил 01.07.2021 сведения о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке.
Кроме того, частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено право участника закупки в части направления заказчику протокола разногласий. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что победитель аукциона при размещении на электронной площадке подписанного проекта контракта просрочил дату подписания проекта контракта, что является нарушением части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Заказчик, установив указанные нарушения, 30.06.2021 признал ИП Борисова А.С. уклонившимся от заключения контракта. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.06.2021, размещен в ЕИС - 30.06.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении, как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Как следует из пояснений ИП Борисова А.С., победитель аукциона не имел намерений уклоняться от заключения контракта, однако в связи с тем, что победитель аукциона в период подписания контракта находился в другом регионе (Республика Крым), из-за природных условий (сильный ливень и отсутствие электроэнергии) срок подписания контракта был пропущен на несколько минут.
Однако документы, подтверждающие нахождения ИП Борисова А.С. в командировке в Республике Крым в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, проект контракта победителем подписан и размещен на электронной площадке, также на электронной площадке в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечение исполнения контракта размещены реестровые записи контрактов (N 1920455325720000031, 2745314866420000253, 3910900559620000007).
Из пояснений представителя заказчика следует, что представленные реестровые записи исполненных контрактов в качестве обеспечения исполнения контракта соответствуют требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Как следует из подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что ИП Борисовым А.С. совершены действия, направленные на заключение контракта. Так, победитель аукциона с опозданием на несколько минут разместил на электронной площадке подписанный проект контракта, а также представил сведения, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Указанные факты, подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.
Таким образом, действия, совершенные ИП Борисовым А.С. на стадии заключения контракта, выраженные в подписании проекта контракта и предоставлении обеспечения исполнения контракта, не свидетельствуют о недобросовестном поведении победителя аукциона, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Борисове А.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области, в отношении индивидуального предпринимателя Борисова Антона Сергеевича (ИНН 744913107404), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по диагностике оборудования (извещение N 0169200000821000094), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июля 2021 г. N 074/06/104-1800/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021