Резолютивная часть решения оглашена 12 июля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МК-Снабжение", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "МК-Снабжение", общество) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на поставку наборов инструментов (извещение N 0169200000821000091) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Протасовой М.С., действующего на основании доверенности от 08.09.2020 N 03-01-01-08/2373;
- директора ООО "МК-Снабжение" Губайдуллина М.М., действующего на основании Решения единственного участника ООО "МК-Снабжение", личность удостоверена паспортом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "МК-Снабжение".
Согласно представленным документам 01.06.2021 заказчик объявил о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 075 рублей 34 копейки.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогам проведения электронного аукциона составило - 11,72%.
Обеспечение исполнения контракта - 621 рубль 30 копеек.
Из извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0169200000821000091 следует, что закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0169200000821000091-3 от 15.06.2021 заявка ООО "МК-Снабжение" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 21.06.2021.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны победителя аукциона - 28.06.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и представил в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, платежное поручение от 28.06.2021 N 38.
Однако в платежном поручении от 28.06.2021 N 38 получателем денежных средств указано Федеральное государственное казенное учреждение Комбинат "Самоцвет" Управления Федерального агентства, что не соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Заказчик, установив факт представления обеспечения исполнения контракта, не соответствующего требованиям аукционной документации, законодательства о контрактной системе, 01.07.2021 признал ООО "МК-Снабжение" уклонившимся от заключения контракта и направил 05.07.2021 сведения о признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта в антимонопольный орган.
Из пояснений директора ООО "МК-Снабжение" следует, что победитель аукциона не имел намерений уклоняться от заключения контракта. Так, ООО "МК-Снабжение" 28.06.2021 в сроки, установленные Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта. Также победитель аукциона совершил действия, направленные на исполнение обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта, однако при исполнении указанной обязанности победитель аукциона ошибочно указал сведения, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документации, Закону о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 21.06.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако в платежном поручении от 28.06.2021 N 38 на сумму 12 514 рублей 21 копейка получателем денежных средств указан не заказчик, а Федеральное государственное казенное учреждение Комбинат "Самоцвет" Управления Федерального агентства, что не соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Таким образом, победитель аукциона не предоставил обеспечение исполнения контракта, соответствующее требованиям документации об аукционе, Закона о контрактной системе, что противоречит части 3 статьи 83.2, части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которой победитель аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта, соответствующие условиям аукционной документации.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта, зафиксирован заказчиком, в Решении о признании участника уклонившимся от заключения контракта от 01.07.2021, на основании которого составлен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 01.07.2021, который размещен в ЕИС 01.07.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении, как обеспечения исполнения контракта, так и не подтверждении добросовестности участника закупки, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Как следует из пояснений представителя ООО "МК-Снабжение", победитель аукциона не имел намерения уклоняться от заключения контракта. Так, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, совершил действия, направленные на размещение на электронной площадке подписанного проекта контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако из-за ошибки при формировании платежного поручения, победитель аукциона в качестве получателя денежных средств указал не заказчика, а другую организацию, в связи с чем, заказчиком не были получены денежные средства.
В связи с тем, что победитель аукциона узнал об ошибке, допущенной при форматировании платежного поручения, после размещения сведений на электронной площадке, победитель аукциона не смог исправить ошибку на электронной площадке, в связи с чем, победитель аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Как следует из подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что обществом совершены действия, направленные на заключение контракта. Так, победитель аукциона срок, предусмотренный для заключения контракта, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "МК-Снабжение", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков, так как указанные действия, свидетельствуют о намерении ООО "МК-Снабжение" заключить контракт.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области, в отношении ООО "МК-Снабжение" (ИНН 7455008447), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на поставку наборов инструментов (извещение N 0169200000821000091), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июля 2021 г. N 074/06/104-1815/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021