Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИР" (далее - заявитель, общество, ООО "МИР") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (респиратор фильтрующий)" (извещение N 0352200029821000382) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика - "_" (доверенность N 2-21 от 11.01.2021), "_" (доверенность N 3-21 от 11.01.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7062э от 14.07.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352200029821000382 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 498 800 руб.
12.07.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
16.07.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано 16 заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 19.07.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 10 участников закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано: "Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Код ОКПД2 32.50.50.190 включен в указанный Перечень в части медицинских масок.
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий респиратор общего применения, одноразового использования (номер 180770 согласно вышеуказанной классификации) является фильтрующей маской определенной формы, размещаемой поверх носа и рта пользователя для обеспечения нормального дыхания и защиты носящего респиратор от попадания крупных частиц (например, крови, биологических жидкостей, частиц аэрозолей) и мелких частиц (например, бактерий и вирусов) когда это необходимо (например, во время вирусной эпидемии)_
Таким образом, Заказчику необходимо внести установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N616.
При этом, в нарушение п.10 ст.42, ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком в аукционной документации такой запрет не установлен".
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42, абзацем первым части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и в документации об электронном аукционе должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В перечень, утвержденный указанным постановлением включены товары, подпадающие под код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)" (пункт 123 перечня).
Вместе с тем, в соответствии с возражениями заказчика, не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с постановлением, поскольку предметом закупки является - медицинское изделие - респиратор, а не медицинские маски.
Медицинские маски и респираторы это разные виды медицинских изделий:
1. Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, на медицинские маски установлен код 182450, а на респираторы 181830.
2. На медицинские маски и респираторы установлены разные ГОСТы. В соответствии с ГОСТами маски и респираторы имеют различные классификации.
Медицинские маски, описанные в ГОСТ Р 58396-2019, подразделяют на два типа (тип I и тип II) в зависимости от эффективности бактериальной фильтрации, тогда как тип II можно далее разделить на два типа в зависимости от того, является ли маска устойчивой к брызгам.
Классификация респираторов в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015:
Фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности и обозначают:
- FFP1 - низкая эффективность;
- FFP2 - средняя эффективность;
- FFP3 - высокая эффективность.
Степень защиты, предусматриваемая изделием FFP2 или FFP3, включает степень защиты, предусматриваемую изделием более низкого класса или классов.
Кроме того, фильтрующие полумаски классифицируют как одноразовые (для применения только в течение одной смены) и многоразовые (для применения в течение более одной смены).
Следовательно, можно однозначно сделать вывод, что медицинская маска и респиратор это разные виды медицинских изделий.
Комиссия также учитывает, что в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 ля подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" утверждены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Указанные требованиям утверждены в целях применения соответствующего запрета, при этом их действие распространяется на медицинские маски (за исключением полумасок фильтрующих классов защиты FFP1, FFP2, FFP3).
Соответственно запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 при закупке респираторов фильтрующих устанавливать не требуется.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы о необходимости установления советующего запрета, а равно доказательств того, что респираторы являются масками медицинскими.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИР" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (респиратор фильтрующий)" (извещение N 0352200029821000382).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 июля 2021 г. N 055/06/14-767/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021