Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление),
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Абдрахманова И.Г. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный университет" Авличева Г.В. (доверенность N 11/20 от 19.11.2020) и представителей общества с ограниченной ответственностью "ТИСА ЛТД" Кузнецова М.О. (доверенность N 1 от 09.07.2021), Дроздова Р.В. (доверенность N 1 от 09.07.2021), рассмотрев заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный университет" (ИНН 3016009269; 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а) о внесении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ТИСА ЛТД" (ИНН 2015000543; 363758, Северная Осетия - Алания Республика, Моздокский р-н, г. Моздок, ул. Юбилейная, д. 3) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 08.07.2021 года поступило заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный университет" (далее также - Заказчик, ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет") о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ТИСА ЛТД" (далее также - Победитель, Общество, ООО "ТИСА ЛТД") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на капитальный ремонт общежития N 6 ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет", расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Софьи Перовской, 96(номер извещения 0325100010021000003).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 14.07.2021 года в 09 час. 30 мин.
ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет" участие своих представителей в рассмотрении заявления не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель ООО "ТИСА ЛТД" Кузнецов М.О. (доверенность) принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссией объявлен перерыв до 15:00 15.07.2020.
Представители ООО "ТИСА ЛТД" Кузнецов М.О. (доверенность), Дроздов Р.В. (доверенность) приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет" Авличев Г.В. (доверенность) прибыл в назначенное время лично.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
02.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт общежития N 6 ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет", расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Софьи Перовской, 96(номер извещения 0325100010021000003) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 130 572 310,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2021 N0325100010021000003-2 аукционная комиссия признала победителем электронного аукциона ООО "ТИСА ЛТД", в связи с чем было принято решение о заключении контракта с Победителем. Данный протокол был размещен на официальном сайте 15.06.2021.
В силу требования части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
21.06.2021 Заказчиком на официальном сайте был размещен проект государственного контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
26.06.2021 Победителем на официальном сайте был размещен протокол разногласий.
Согласно п. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
28.06.2021 Заказчик направил Победителю доработанный проект контракта для подписания.
В силу ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системы.
На основании ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
01.07.2021 Победитель разместил на электронной площадке подписанный государственный контракт. При этом в личном кабинете при подписании контракта Победитель выбрал способ обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, установив галочку в соответствующей графе и прикрепив файл "ГАРАНТИЯ _l_.pdf".
Однако, как следует из пояснений представителя Заказчика, отрыть данный файл не получилось. В реестре банковских гарантий информация о выданной в адрес ООО "ТИСА ЛТД" и заказчика банковской гарантии - отсутствует. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика от Общества, по состоянию на 15.07.2021 не поступали.
Руководствуясь частью 13 статьей 83.2 и часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, 05.07.2021 Заказчик принял решение о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что в срок, установленный для заключения контракта, Победитель не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.07.2021 NППУ1).
На рассмотрении заявления, представитель Общества сообщил следующее.
Подписание контракта и выбор способа обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, явилось следствием действий сотрудника ООО "ТИСА ЛТД", руководитель Общества распоряжений о подписании контракта не давал.
Общество неоднократно направляло заявки в адрес АОБ "Держава", АО "КИВИ", АКБ "Абсолют Банк" для выпуска банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта (25.06.2021, 02.07.2021, 23.06.2021, 30.06.2021, 01.07.2021).
В связи с тем, что Победитель получил отказы от выпуска банковской гарантии, 01.07.2021 Общество заключило с ООО "Транс-Сервис" договор займа на предоставление денежных средств в размере 19 600 000,00 руб.
Однако, в нарушение п. 3.1 договора займа ООО "Транс-Сервис" денежные средства в установленный срок ООО "ТИСА ЛТД" перечислены не были.
В связи с вышеуказанным Общество не имело возможности предоставить обеспечение исполнения контракта.
При этом Комиссия считает необходимым указать следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 Правил N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
В указанном случае Комиссия не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку при рассмотрении дела Победитель предоставил, доказательства того, что пытался всеми возможными способами предоставить обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае общество с ограниченной ответственностью "ТИСА ЛТД" в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключении контракта, что в соответствии с пп. "б" п. 14 Правил N 1078 является основанием для отказа во включении информации об ООО "ТИСА ЛТД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный университет" о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТИСА ЛТД" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Астраханский государственный университет" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на капитальный ремонт общежития N 6 ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет", расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Софьи Перовской, 96(номер извещения 0325100010021000003), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 июля 2021 г. N РНП-30-78-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021