Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление),
членов комиссии:
Умерова Р.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Абдрахманова И.Г. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" Фадиной С.А. (доверенность N б/н от 14.07.2021) и представителя Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Астраханской области и Республике Калмыкия" Дорджиева Б.А. (доверенность N 04-01/1787 от 14.07.2021), рассмотрев заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" (ИНН 3004001272; 416370, Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Мира, 36) о внесении информации о Федеральном бюджетном учреждение "Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Астраханской области и Республике Калмыкия" (ИНН 3015004130; 414014, г. Астрахань, ул. Бехтерева д. 6) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.07.2021 года поступило заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" (далее также - Заказчик, ГБУЗ АО "Икрянинская РБ") о включении информации о Федеральном бюджетном учреждении "Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Астраханской области и Республике Калмыкия" (далее также - Победитель, Учреждение, ФБУ "Астраханский ЦСМ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по поверке, калибровке средств измерений и аттестации медицинского оборудования (номер извещения 0325500000121000125).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 16.07.2021 года в 09 час. 30 мин.
Представитель ГБУЗ АО "Икрянинская РБ" Фадина С.А. приняла участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель ФБУ "Астраханский ЦСМ" Дорджиев Б.А. прибыл в назначенное время лично.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
11.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по поверке, калибровке средств измерений и аттестации медицинского оборудования (номер извещения 0325200023621000108) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 642 473,99 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.06.2021 N0325200023621000108-3 аукционная комиссия признала победителем электронного аукциона ФБУ "Астраханский ЦСМ", в связи с чем было принято решение о заключении контракта с Победителем. Данный протокол был размещен на официальном сайте 25.06.2021.
В силу требования части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
30.06.2021 Заказчиком на официальном сайте был размещен проект государственного контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Регламентированный срок подписания контракта победителем - не позднее 05.07.2021.
При этом Победителем (в установленный срок) не был размещен в единой информационной системе подписанный проект контракта и не было предоставлено обеспечение его исполнения.
Руководствуясь частью 13 статьей 83.2 Закона о контрактной системе, 07.07.2021 Заказчик принял решение о признании Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 07.07.2021 NППУ1).
При этом Комиссия считает необходимым указать следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 Правил N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
В указанном случае Комиссия не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку не подписание контракта было вызвано болезнью (коронавирусной инфекции (COVID-19)) сотрудника ФБУ "Астраханский ЦСМ" - Гура Е.В., на которого возложена обязанность по подписанию данного контракта.
Факт нетрудоспособности подтверждается представленным в адрес антимонопольного органа листом временной нетрудоспособности N 910070993070.
Также об отсутствии вины в бездействии ФБУ "Астраханский ЦСМ" свидетельствует то, что Учреждение 25.06.2021 предоставило Заказчику обеспечение исполнения Контракта в виде денежных средств (платежное поручение N 449852 от 25.06.2021).
Заказчик подтвердил поступление денежных средств по платежному поручению N 449852 на счёт ГБУЗ АО "Икрянинская РБ".
Более того, Заказчик не настаивал на включении сведений о ФБУ "Астраханский ЦСМ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений о ФБУ "Астраханский ЦСМ" в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" о внесении сведений о Федеральном бюджетном учреждение "Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Астраханской области и Республике Калмыкия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по поверке, калибровке средств измерений и аттестации медицинского оборудования (номер извещения 0325500000121000125), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Умерова Р.Р.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 июля 2021 г. N РНП-30-79-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021