Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 06-01/2020 от 05.10.2020 года в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): <_>., <_> (представители по доверенностям);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ВРК МедСервис" (далее - ООО "ВРК МедСервис", заявитель): <_>., <_>, <_> (представители по доверенностям),
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС(Я)", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ВРК МедСервис" на действия (бездействия) заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования (извещение N 0816500000621008371), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ВРК МедСервис" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "ВРК МедСервис" пояснили следующее:
1. Заказчиком неправомерно установлен запрет на привлечение соисполнителей и/или субподрядчиков в рамках исполнения контракта.
2. Заказчиком в проекте контракта аукционной документации установлено требование на основании несуществующего нормативно-правового акта.
3. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).
4. Заказчик в проекте контракта устанавливает дополнительные ограничения для участников закупки в виде требования о предоставлении следующих документов:
а) Действующий Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выданный Федеральной службой по аккредитации Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования. С областью аккредитации: для линейных ускорителей - определение показателей для аттестации пучка излучения: поглощенная доза ионизирующего излучения, мощность поглощенной дозы ионизирующего излучения, геометрические размеры светового поля и радиационного поля, симметрия распределения радиационного поля.
При этом, требование аттестата аккредитации является дискриминационным по отношению к тем компаниями, которые были внесены в реестр аккредитованных лиц, но не имею возможности получения аттестата в связи с изменением законодательства. Разъяснение заказчика по данному вопросу изменяет суть аукционной документации.
б) Действующее Заключение либо Свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о состоянии измерений в испытательной лаборатории, удостоверяющее наличие испытательной лаборатории, выданное непосредственному Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования.
в) Действующие разрешения - сертификаты (удостоверения, свидетельства) о прохождении обучения по техническому обслуживанию ускорителей заряженных частиц.
г) действующий Сертификат соответствия системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ ISO 13485 применительно к обращению с радиационными источниками, в которых генерируется ионизирующее излучение, в части сервисного и технического обслуживания, ремонта, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий.
д) Действующее свидетельство о регистрации электролаборатории, выданное Ростехнадзором
е) удостоверения о допуске к работам в электроустановках, производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III.
5. Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к испытательным значениям.
6. Исполнение контракта предполагает этапность и помесячную оплату услуг, при этом, ни проект контракта, ни техническое задание, ни НМЦК не содержат в себе информацию об цене каждого этапа, к которой должны быть применены положения ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе. Разъяснение заказчика по данному вопросу изменяет суть аукционной документации.
7. Ответ заказчика на запрос разъяснений N 3 от 01.07.2021 изменяет суть аукционной документации, проект контракта и техническое задание не содержат понятий дефектного акта, регламента его подготовки исполнителем и регламента его приемки заказчиком.
8. Заказчик неправомерно установил избыточные требования к составу первой части заявки участника.
9. Заказчиком не указан каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации (изготовителя) производителя, тем самым необъективно описав предмет закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ВРК МедСервис" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлен запрет на привлечение соисполнителей и/или субподрядчиков в рамках исполнения контракта, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
То есть законом о контрактной системе возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг по государственному контракту предусмотрена лишь для отдельного круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так в части 1 статьи 706 ГК РФ закреплено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Данная норма указывает на то, что в договоре может быть включено требование об оказании услуги Исполнителем лично.
Запрет привлекать к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, следовательно, такое условие само по себе не является ограничением конкуренции.
При этом Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на то, что включение заказчиком требования о привлечении соисполнителей является правом, а не обязанностью.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлено ограничение на запрет о привлечении соисполнителей, довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком в проекте контракта аукционной документации установлено требование на основании несуществующего нормативно-правового акта, признан обоснованным на основании следующего.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 4.3.2.1 проекта контракта Заказчик устанавливает требования к действующему аттестату аккредитации испытательной лаборатории (центра) на основании методических указаний РД 50-693-89 "Государственная система обеспечения единства измерений. Поглощенные дозы фотонного (1-50 МэВ) и электронного (5-50 МэВ) излучений в лучевой терапии. Методы определения".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что нормативно-правовой акт с указанным номером и названием отсутствует.
Из пояснений представителя заказчика следует, что при формировании проекта контракта заказчиком допущена техническая ошибка в номере РД 50-693-89, вместо 50-691-89, что не препятствует в выполнении условий контракта, так как точного наименования РД достаточно для идентификации указанного документа профессиональным участником рынка закупок и формирования предложения. Кроме того, в описании объекта закупки на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования, указан верный номер 50-691-89 (раздел 6.3.1).
Таким образом, заказчиком нарушено положение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих), признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктами 17, 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежат: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон N 3-ФЗ) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Таким образом, осуществление всех видов работ в области обращения с источниками ионизирующего излучения, в том числе работ по обслуживанию и утилизации таких источников, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение N 278), согласно пункту 3 которого лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно Приложению. Названным Приложением определен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), к которым отнесены:
1. Проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
2. Конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
3. Производство источников ионизирующего излучения (генерирующих).
4. Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
5. Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
6. Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
7. Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
8. Утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
9. Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
10. Конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
11. Изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
12. Эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Положением N 278 установлены специальные лицензионные требования, предъявляемые к осуществлению деятельности по обслуживанию источников ионизирующего излучения независимо от того, в каких технических устройствах они используются, а значит, используемых, в том числе и в составе медицинской техники, связанные с необходимостью соблюдения при работе с указанными источниками правил радиационной безопасности.
В этой связи наличие у организации, обслуживающей медицинскую технику, содержащую в своем составе источники ионизирующего излучения, общей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники не исключает обязанности по получению ею специальной лицензии на использование источников ионизирующего излучения. Такая лицензия в данном случае является дополнительной и необходима только для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения, поскольку к их обслуживанию предъявляются специальные требования, отличные от общих требований, установленных для обслуживания иных видов медицинской техники, соблюдение которых необходимо для обеспечения радиационной безопасности.
Пунктом 8 части 1 "Информационная карта" и пунктом 8 "Извещения" определены следующие требования заказчика:
8. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
Участник закупки в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: -техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 278 ''О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)'' должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности, включающую в себя: - техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих)
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й). |
При этом пунктом 5 Описания объекта закупки установлено, что исполнителем оказываются, в том числе, следующие услуги:
Регламентные сервисные процедуры по обеспечению работоспособности рентгеновской системы трехмерной реконструкции (XVI) |
Проверка пульта ручного управления. |
Проверка функционирования рентгеновского генератора и выхода. рентгеновской трубки. Проверка качества пучка. |
Проверка выдвижной системы рентгеновской трубки и блокировок. |
Проверка блокировок рентгеновского генератор и световой индикации "не входить". |
Проверка качества КТ по фантому. |
Архивация данных. В случае обнаружения неисправностей и потери качества, выполняются соответствующие калибровки. |
Регламентные сервисные процедуры по обеспечению работоспособности рентгеновской системы трехмерной реконструкции (XVI) |
В полном объеме |
В связи с тем, что указанная рентгеновская система является источником ионизирующего излучения, заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении вышеуказанной лицензии, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
4. Довод жалобы в части того, что заказчик в проекте контракта устанавливает дополнительные ограничения для участников закупки в виде требования о предоставлении дополнительных документов, признан частично обоснованным на основании следующего.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 34 контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
а) Действующий Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выданный Федеральной службой по аккредитации Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования. С областью аккредитации: для линейных ускорителей - определение показателей для аттестации пучка излучения: поглощенная доза ионизирующего излучения, мощность поглощенной дозы ионизирующего излучения, геометрические размеры светового поля и радиационного поля, симметрия распределения радиационного поля.
При этом, требование аттестата аккредитации является дискриминационным по отношению к тем компаниями, которые были внесены в реестр аккредитованных лиц, но не имею возможности получения аттестата в связи с изменением законодательства. Разъяснение заказчика по данному вопросу изменяет суть аукционной документации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации (пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Требование о предоставлении копии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля предполагает наличие у участника аукциона соответствующего оборудования, необходимого для аккредитации такой лаборатории.
В связи с этим Комиссия считает, что требование к исполнителю о наличии аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля является требованием об осуществлении им деятельности аккредитованной испытательной лаборатории, и, соответственно, требованием о наличии соответствующих производственных мощностей, что приведет к нарушению запрета, установленного частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники" введены в действие письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 293-22/233 от 27.10.2003, при этом не являются нормативным правовым актом.
В силу пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Кроме того, в силу пункта 2 указанного Постановления Федеральным органам исполнительной власти предписывается исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке.
С 01.09.2016 был введен в действие ГОСТ Р 56606-2015, который не противоречит Методическим рекомендациям ни в терминологии, ни в требованиях, а лишь расширяет их. Данный ГОСТ устанавливает требования к контролю технического состояния (КТС), являющегося неотъемлемой частью работ по техническому обслуживанию медицинской техники.
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий" в процессе осуществления ТО в обязательном порядке проводится КТС медицинских изделий либо их поверка, если соответствующие изделия относятся к средствам измерения. В случае КТС испытания на постоянство параметров проводит квалифицированный инженерный персонал медицинского учреждения и/или персонал организаций, аккредитованных в установленном порядке на данный вид деятельности. Требование об аккредитации вытекает из ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе требования ГОСТа являются обязательными лишь при описании объекта закупки, и требования к участникам закупки на их основании устанавливаться не могут.
При этом исходя из анализа положений Методических рекомендаций следует, что контроль технического состояния медицинской техники осуществляется в ходе технического обслуживания, но в данном случае Заказчиком был объявлен аукцион техническому сопровождению медицинского оборудования.
Таким образом принимая во внимание, что работы, требующие наличия аттестата аккредитации испытательной лаборатории не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий, а также учитывая то, что заказчиком установлен запрет о привлечении соисполнителей, Комиссия полагает, что установленное требование к участникам закупки, является излишним и может повлечь ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта неправомерно установлено требование к исполнителю о предоставлении аттестата аккредитации испытательной лаборатории, поскольку для выполнения основных работ по закупке не требуется соответствующий аттестат аккредитации.
При этом, комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 262-ФЗ от 29.07.2018 N 262-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации", взамен понятия "аттестат аккредитации" - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации, вводится понятие "выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)".
Выписка из реестра аккредитованных лиц представляет собой документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Новой редакцией Федерального закона N 412-ФЗ не предусмотрена возможность направления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (о выдаче дубликата аттестата аккредитации). Исключены статьи 19 и 20 Федерального закона N 412-ФЗ, устанавливающие требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, а также порядок его выдачи национальным органом по аккредитации.
Таким образом, требование аттестата аккредитации является дискриминационным по отношению к тем компаниями, которые были внесены в реестр аккредитованных лиц, но не имеют возможности получения аттестата в связи с изменением законодательства.
Кроме того, Заказчик в ответе на запрос разъяснений от 28.06.2021 указал следующее: "Кроме формирования выписки из реестра аккредитованных лиц есть возможность скачать и приложить скан утвержденной области аккредитации из рабочего кабинета аккредитованного лица. Изменения в документацию ЭА вноситься не будут". Указанное разъяснение спорного пункта изменяет суть документации в нарушение требований части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку данное разъяснение расширяет и изменяет трактовку требований пп. А) п. 4.3.2.1 проекта контракта.
б) Действующее Заключение либо Свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о состоянии измерений в испытательной лаборатории, удостоверяющее наличие испытательной лаборатории, выданное непосредственному Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования.
Заключение либо свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о состоянии измерений в испытательной лаборатории, удостоверяющее наличие испытательной лаборатории, выданное исполнителю, является подтверждением соответствия контрольно-измерительного оборудования требованиям ГОСТа Р 56606-2015 ГОСТа Р 57501-2017, ГОСТа 58451-2019. Данное свидетельство является способом независимого подтверждения соответствия возможностей лаборатории по выполнению измерений в заявленной (закрепленной) области деятельности.
Согласно системному толкованию положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему услугу, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, предметом государственного контракта аукционной документации и объектом закупки является оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании), под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат, в том числе деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно и в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания входят следующие работы (услуги):
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
При этом Закон о лицензировании не устанавливает требований об осуществлении лицензируемой деятельности при наличии аккредитованной испытательной лаборатории.
Таким образом, учитывая то, что заказчиком установлен запрет о привлечении соисполнителей, Комиссия полагает, что установленное требование к участникам закупки, является излишним и может повлечь ограничение количества участников закупки.
в) Действующие разрешения - сертификаты (удостоверения, свидетельства) о прохождении обучения по техническому обслуживанию ускорителей заряженных частиц.
Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления вышеуказанного требования к исполнителю в проекте контракта, ввиду того, что документация об Аукционе содержит требование, о наличии "лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения:
-техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
"лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности, включающую в себя:
- техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих)".
г) действующий Сертификат соответствия системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ ISO 13485 применительно к обращению с радиационными источниками, в которых генерируется ионизирующее излучение, в части сервисного и технического обслуживания, ремонта, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий.
Комиссия антимонопольного органа полагает, что требование сертификата соответствия системы менеджмента качества применительно к локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий является излишним, поскольку указанные услуги не прописаны в техническом задании. Кроме того, указанные формулировки отсутствуют в п.5.5. ГОСТ Р 57501-2017 на который ссылается Заказчик, обосновывая данное требование.
ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ ISO 13485 не содержат отсылок к требованиям менеджмента качества применительно к локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий.
Также, наличие планов мероприятий по защите работников соискателя лицензии (лицензиата) и населения в случае возникновения радиационной аварии, соответствующих требованиям федеральных законов является требованием для получения лицензии в соответствии с пп. д) п. 4 положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 (ред. от 19.11.2020) "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)". В связи с этим указанное требование не может быть предъявлено в рамках данной закупки. При этом, приказ Росздравнадзора от 02.11.2020 N 10109 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" не содержит требований о предоставлении планов локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий.
Таким образом требования Заказчика к наличию у исполнителя системы менеджмента качества в отношении локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий является излишним и может привести к ограничению количества участников закупки.
д) Действующее свидетельство о регистрации электролаборатории, выданное Ростехнадзором:
Согласно части 2 Описание объекта закупки аукционной документации является оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования.
Между тем, подпунктом "д" пункта 4.3.2.1 проекта контракта установлено, что после заключения Контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику <_> свидетельство о регистрации электролаборатории, выданное Ростехнадзором.
При рассмотрении первого довода жалобы Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установила, что для выполнения работ (оказания услуг) являющихся предметом данной закупки является наличие надлежащей лицензии на право деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в части технического обслуживания в части выполнения работ (оказания услуг), в том числе:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
При этом Закон о лицензировании не устанавливает требований об осуществлении лицензируемой деятельности при наличии аккредитованной испытательной лаборатории, а равно наличия у исполнителя освидетельствованной Ростехнадзором электролаборатории для работ по техническому и обслуживанию и ремонту эксплуатируемых заказчиком электроустановок, расположенных в помещении (на территории) ГБУ РС(Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер".
При этом представители заказчика и уполномоченного учреждения не смогли пояснить какое влияние может быть оказано на качество проводимого технического обслуживания и ремонта энергоустановок заказчика факт наличия у исполнителя такой электролаборатории.
Также представители заказчика и уполномоченного учреждения не смогли пояснить каким нормативным правовым актом действующего законодательства Российской Федерации руководствовался заказчик при подготовке аукционной документации и установлении данного требования к исполнителю в проекте контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Положения Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Учитывая, что заказчиком установлен запрет о привлечении соисполнителей, Комиссия полагает, что установленное требование к участникам закупки, является излишним и может повлечь ограничение количества участников закупки.
е) удостоверения о допуске к работам в электроустановках, производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III:
Согласно пункту 5.2 Национального стандарта "ГОСТ Р 57501-2017. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" в том числе установлено, что для проведения ТО ряда МИ необходимо наличие специалистов, имеющих определенную группу допуска по электробезопасности (например, III или IV) <_>.
Согласно пункту 3.1 приказа Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закрепленных за ними электроустановок (далее - оперативно-ремонтный персонал).
В соответствии с пунктом 3.2 приказа Минтруда России от 24.07.2013 N328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" в электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности (далее - группа) IV, остальные работники в смене - группу III.
В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, должны иметь группу III.
Вид оперативного обслуживания электроустановок, а также число работников из числа оперативного персонала в смене устанавливается ОРД организации или обособленного подразделения
В соответствии с пунктом 3.4 приказа Минтруда России от 24.07.2013 N328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу не ниже III, эксплуатирующий данную электроустановку, находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала (руководящие работники и специалисты), на которого возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках, имеющий: группу IV - при эксплуатации электроустановки напряжением до 1000 В.
Между тем, подпунктом "е" пункта 4.3.2.1 проекта контракта установлено, что после заключения Контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику <_> удостоверения о допуске к работам в электроустановках, производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III.
Так как объектом закупки является, техническое обслуживание и ремонт электроустановки, требования к наличию у производителя с IV группой допуска по электробезопасности установлено в соответствии с пунктом 3.4 приказа Минтруда России от 24.07.2013 N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок".
В дополнение к вышеизложенному Комиссия также отмечает, что заказчиком не было представлено доказательств необходимости установления требований к исполнителю по подпунктам а, б, в, г, д пункта 4.3.2.1 проекта контракта, в связи с чем довод жалобы признан частично обоснованным, заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Довод жалобы в части того, что заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к испытательным значениям, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Следовательно, у участников закупки отсутствует обязанность предоставления показателей и материалов, используемых при выполнении работ, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
6. Довод жалобы в части того, что исполнение контракта предполагает этапность и помесячную оплату услуг, при этом, ни проект контракта, ни техническое задание, ни НМЦК не содержат в себе информацию об цене каждого этапа, к которой должны быть применены положения ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, а разъяснение заказчика по данному вопросу изменяет суть аукционной документации, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Согласно проекту контракта:
"3.1. Оплата по Контракту производится в следующем порядке:
3.1.1. оплата производится в рублях Российской Федерации безналичным расчетом путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте счет Исполнителя;
3.1.2. оплата производится по факту оказания Услуг (полностью или частично) на основании выставленного Исполнителем счета в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки Услуг."
Таким образом, заказчик производит оплату по факту оказанных услуг, в связи с чем, довод жалобы признан необоснованным.
7. Довод жалобы в части того, что ответ заказчика на запрос разъяснений N 3 от 01.07.2021 изменяет суть аукционной документации, проект контракта и техническое задание не содержат понятий дефектного акта, регламента его подготовки исполнителем и регламента его приемки заказчиком, признан обоснованным на основании следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В разделе 5 "Требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг" технического задания заказчик устанавливает следующие требования:
П. 13 для линейного ускорителя "Elekta Synergy" с MLC Agillity": Комплексная проверка аппарата. Сдача аппарата Заказчику в технически исправном состоянии, пригодном для дальнейшей клинической эксплуатации после каждого выполнения регламентного ТО.
П. 11 для линейного ускорителя "Elekta Synergy" с MLC Agillity": Комплексная проверка аппарата. Сдача аппарата Заказчику в технически исправном состоянии, пригодном для дальнейшей клинической эксплуатации после каждого выполнения регламентного ТО.
В ответе на запрос разъяснений N 3 от 01.07.2021 заказчик указывает следующее: "В случае, если в процессе осуществления технического обслуживания будет выявлена необходимость в замене запасной части (частей), не включенной в Приложение N 1 к Техническому заданию, то Исполнителю будет необходимо составить дефектный акт с описанием обнаруженной неисправности и рекомендациями по ее устранению. Необходимость в замене запасных частей не препятствует комплексной проверки медицинских изделий, завершающей этап технического обслуживания, и никак не препятствует оформлению акта проведения технического обслуживания с рекомендациями о пригодности или непригодности изделия для дальнейшей клинической эксплуатации".
Указанное разъяснение в нарушение положений части 5 статьи Закона о контрактной системе изменяет суть документации, поскольку вступает в противоречие с вышеуказанными пунктами технического задания, т.к. в описанной ситуации сдача аппарата Заказчику в технически исправном состоянии, пригодном для дальнейшей клинической эксплуатации, невозможна.
Кроме того, ни проект контракта, ни техническое задание не содержат такого понятия как дефектный акт, регламента его подготовки исполнителем и регламента его приемки Заказчиком, в связи с чем заказчик признается нарушившим часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
8. Довод жалобы в части того, что заказчик неправомерно установил избыточные требования к составу первой части заявки участника, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Объектом закупки является - оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования (извещение N 0816500000621008371).
Разделом 2 Части 1.1 "Инструкция по заполнению заявки" установлено следующее:
"2.1. Первая часть заявки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего раздела, должна содержать следующие документы и информацию:
2.1.1. согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ);
2.1.2. наименование страны происхождения товара при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (подп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ);
2.1.3. конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (подп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ)."
Таким образом, заказчиком правомерно установлено о предоставлении конкретных показателей в отношении поставляемых при выполнении работ товаров в составе заявки на участие в аукционе в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, в Описании объекта закупки установлены также значения (показатели) в отношении используемых товаров.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Комиссия антимонопольного органа полагает, что из положений Инструкции невозможно установить следует ли участнику предоставлять показатели в отношении лишь поставляемых или также используемых при выполнении работ товаров.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0816500000621008371-1 от 08.07.2021 заявки всех участников электронного аукциона были допущены.
Для всестороннего и объективного рассмотрения дела антимонопольным органом был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер".
Из представленных сведений следует, что все три заявки участников закупки содержат конкретные показатели по используемым товарам.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС пришла к выводу о том, что заказчиком в составе аукционной документации установлена ненадлежащая инструкция, которая ввела в заблуждение участников закупки.
Таким образом, заказчик, установив ненадлежащую инструкцию в составе аукционной документации, признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9. Довод жалобы в части того, что заказчиком не указал каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации (изготовителя) производителя, тем самым необъективно описав предмет закупки, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки самостоятельно указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также требования к качеству товаров в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не ограничивают количество участников закупки. Кроме того, запрещается установление заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя.
Комиссия отмечает, что при формировании описания объекта закупки указание каталожных номеров и страны происхождения соответствующих товаров не является обязательным, напротив в случае указания указанных параметров товара заказчику следует предусматривать возможность поставки эквивалентной продукции с учетом, в числе прочих, положений статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ООО "ВРК МедСервис" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ВРК МедСервис" на действия (бездействия) заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования (извещение N 0816500000621008371) частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования (извещение N 0816500000621008371) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июля 2021 г. N 014/06/64-1431/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021