В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 49-п от 21.07.2021 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Быховца И.А., Членов Инспекции: Дусаева Д.К., Абдуллиной Р.Р., Талаловой Д.О,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" - Ермаковой Е.А. (по доверенности),
представителя ООО "ГЛАВПРОЕКТ" - Неудачиной И.А. (по доверенности),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (исх. N 50/07-1644 от 20.07.2021 г., вх. Оренбургского УФАС России N 7263 от 20.07.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВПРОЕКТ" (ИНН: 0274126598) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61 х 30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (номер извещения N 0853500000320001439),
УСТАНОВИЛА:
20 июля 2021 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГБУ "УКС") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВПРОЕКТ" (ИНН: 0274126598) (далее - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61 х 30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (номер извещения N 0853500000320001439).
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что в апреле 2021 ГБУ "УКС Оренбургской области" получено отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию (N 56-1-2-3-018467-2021 от 15.04.2021 года). Кроме того, в июне 2021 принято постановление Правительства Оренбургской области N 437-пп от 07.06.2021 г., согласно которому постановление Правительства Оренбургской области от 31.01.2020 г. N 38-пп "Об осуществлении в 2020 году бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Оренбургской области в рамках подпрограммы "строительство и реконструкция спортивных объектов, модернизация материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом" государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" признано утратившим силу. Таким образом, интерес к результатам исполнения договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. утрачен в связи с длительными сроками исполнения договора. Учитывая изложенное, на основании п. 8.1 Договора, ст. 405, ст. 450.1, ч.2 ст. 715, ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение от 28.06.2021 г. об одностороннем отказе от исполнения Договора. Представитель Заказчика пояснил, что на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВПРОЕКТ" не настаивает.
Согласно пояснениям представителя ООО "ГЛАВПРОЕКТ", Исполнителем на протяжении всего срока действия контракта надлежащим образом и в соответствии с условиями заключенного между сторонами Контракта выполнялись работы. Так, срок выполнения работ, согласно п. 5.1. Контракта, был установлен в течение 190 календарных дней с даты Заключения контракта. Исполнитель, несмотря на ограничительные меры, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции и установления режима самоизоляции на всей территории РФ, своевременно приступил к выполнению работ. Исполнителем были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту и выполнены работы, предусмотренные Контрактом. Подробно свою позицию представитель ООО "ГЛАВПРОЕКТ" изложил в письменных пояснениях.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
19.03.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61 х 30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (номер извещения N 0853500000320001439).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 000 000,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
08.04.2020 г. в соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61 х 30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (N извещения 0853500000320001439) заявка ООО "ГЛАВПРОЕКТ" аукционной комиссией Заказчика признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
Предложение о цене контракта - 5 970 000,00 рублей.
23.04.2020 г. между Государственным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства Оренбургской области" и ООО "ГЛАВПРОЕКТ" заключен гражданско-правовой договор N 08535000003200014390001 на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61х30) СДЮСШОР No1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (далее - Договор).
Цена контракта составила - 13 008 645,00 рублей.
Согласно п. 1.1 Договора "В соответствии с настоящим Договором, Исполнитель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором, выполнить работы по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61х30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/2" (далее Объект), расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3 (далее работы), а Заказчик обязуется принять качественно выполненные работы и оплатить их".
В соответствии с п. 1.2 Договора "Объем работ, выполняемых Исполнителем, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в Задании на выполнение работ (Приложение N 1 к Договору)".
Разделом 5 Договора установлены сроки выполнения работ
"5.1. Срок выполнения работ: со дня заключения Договора 190 календарных дней (с учетом получения положительного заключения Государственной экспертизы).
5.2. Дата окончания выполнения работ является исходной для определения штрафных санкций в случае нарушения сроков выполнения работ, установленных Договором, по вине Исполнителя".
Таким образом, согласно пояснениям представителя Заказчика, исполнение Договора должно было быть осуществлено до 30.10.2020 г.
Вместе с тем, в апреле 2021 ГБУ "УКС Оренбургской области" получено отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию (N 56-1-2-3-018467-2021 от 15.04.2021 года).
Кроме того, в июне 2021 принято постановление Правительства Оренбургской области N 437-пп от 07.06.2021 г., согласно которому постановление Правительства Оренбургской области от 31.01.2020 г. N 38-пп "Об осуществлении в 2020 году бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Оренбургской области в рамках подпрограммы "строительство и реконструкция спортивных объектов, модернизация материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом" государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" признано утратившим силу. Таким образом, интерес к результатам исполнения договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. утрачен в связи с длительными сроками исполнения договора.
Учитывая изложенное, на основании п. 8.1 Договора, ст. 405, ст. 450.1, ч.2 ст. 715, ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение от 28.06.2021 г. об одностороннем отказе от исполнения Договора.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 8.1 Контракта "Расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
28.06.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61х30) СДЮСШОР No1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" в связи с длительными сроками исполнения.
28.06.2020 г. решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. было направлено Исполнителю почтовой связью и по электронной почте.
29.06.2021 г. 17:33 (МСК+2) решение об одностороннем отказе опубликовано Заказчиком в ЕИС.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно представленным материалам, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. получено ООО "ГЛАВПРОЕКТ" 05.07.2021 г.
Таким образом, учитывая положения ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 16.07.2021 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч.7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно данным с сайта Единой информационной системы, стоимость выполненных Исполнителем обязательств составляет 2 000 000,00 руб., Заказчиком фактически оплачено 2 000 000,00 руб.
Учитывая вышеизложенное, Исполнителем были выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены более трети стоимости работ, предусмотренных гражданско-правовым договором N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, Общество предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, что подтверждается представленными документами, перепиской Исполнителя с заказчиком, фактическое исполнение взятых на себя обязательств со стороны ООО "ГЛАВПРОЕКТ".
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "ГЛАВПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя),что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора о сроке выполнения работ, может являться как следствием недобросовестного поведения Исполнителя, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение срока исполнения договора не вызвано злонамеренными действиями подрядчика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что в июне 2021 принято постановление Правительства Оренбургской области N 437-пп от 07.06.2021 г., согласно которому постановление Правительства Оренбургской области от 31.01.2020 г. N 38-пп "Об осуществлении в 2020 году бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Оренбургской области в рамках подпрограммы "строительство и реконструкция спортивных объектов, модернизация материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом" государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" признано утратившим силу.
Таким образом, именно со стороны Заказчика утрачен интерес к результатам исполнения договора N 08535000003200014390001 от 23.04.2020 г. в связи с длительными сроками исполнения договора.
Из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Исполнителя ООО "ГЛАВПРОЕКТ" не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
Кроме того, ООО "ГЛАВПРОЕКТ" в качестве подтверждения своей добросовестности в исполнении контрактов в рамках Закона о контрактной системе представило заключенные ранее контракты.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО "ГЛАВПРОЕКТ" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Оренбургской области" (исх. N 50/07-1644 от 20.07.2021 г., вх. Оренбургского УФАС России N 7263 от 20.07.2021 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВПРОЕКТ" (ИНН: 0274126598) (далее - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации объекта "Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной (61 х 30) СДЮСШОР N 1 г. Оренбург, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. N 197/3" (номер извещения N 0853500000320001439) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
И.А. Быховец
|
Члены Инспекции |
Д.К. Дусаев
Р.Р. Абдуллина
Д.О. Талалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 июля 2021 г. N РНП-56-08-06-125/2021 (ключевые темы: односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - разработка проектной документации - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021