Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Заказчик):;
ООО "ПРОМАВТОСНАБ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23027-ЭП/21 от 15.07.2021) на действия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку моторных масел и технических жидкостей (извещение номер 0172100008521000006) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.07.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100008521000006.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 186 509,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части нарушения порядка описания объекта закупки, ненадлежащей установленной инструкции по заполнению первой части заявки и в установлении формы требований ограничивающей участие в закупке.
Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС отмечает, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, при условии, что указанные требования не ограничивают количество участников закупки.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в приложении N3 к документации об аукционе.
Так, по товару с наименованием "Масло моторное тип 1" по показателю "Вязкость при 40 °С" установлено требование: "не меньше 33 - менее 36 сСт".
По товару с наименованием "Масло моторное тип 2" по показателю "Плотность- при 20°С" установлено требование: "> 872 и до 877 кг/м".
При этом инструкций по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено указание одного конкретного значения.
Анализ требований позволяет прийти к выводу о том, что значение вышеуказанному показателю в соответствии действующими требованиями государственных стандартов определяются на основании проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в конкурсной документации требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в конкурсе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичному выводу о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС пришла в отношении других показателей и товарных позиций, указанных в доводах жалобы Заявителя.
2. Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в: плане закупок; плане-графике закупок; формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок; извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение); документации о закупке; контракте.
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
При формировании объекта закупки Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Комиссия УФАС отмечает, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
В рассматриваемом случае Заказчиком по необходимым товарам "Масло моторное" и "Масло трансмиссионное" различных типов определены следующие коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее- ОКПД2): 19.20.29.110, 19.20.29.120, 19.20.29.130.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в приложении N3 к документации об аукционе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанные позиции включены в КТРУ.
Так, например, в КТРУ содержаться позиции "Масло трансмиссионное" соответствующая коду 19.20.29.120-00000009, "Масло трансмиссионное" соответствующая коду 19.20.29.120-00000013, "Масло моторное" соответствующая коду 19.20.29.110-00000020 и т.д.
Кроме того, установлено обязательное применение сведений вышеуказанных позиции КТРУ при формировании объекта закупки.
При этом, извещение и документация о закупке не содержит указание на соответствующие коды КТРУ.
Таким образом, на основании имеющихся сведений, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в рассматриваемом случае неправомерно выбран код ОКПД2 и, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки включена Заказчиком в п. 1.22. документации об аукционе и содержит следующее:
1.22.1. При указании конкретных показателей поставляемого товара или товара, поставляемого заказчику для выполнения работы, оказания услуги, участник закупки вправе воспользоваться формой "Информация о конкретных показателях (характеристиках) товара" (Приложение 2 к документации об электронном аукционе). Порядок предоставления информации о конкретных показателях приведен ниже:
1. - наименование показателя не содержит знак "-" и не содержит знак ":", в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "" - Участник предоставляет диапазонное значение нижняя граница которого равна или больше установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
2. - во всех остальных случаях, которые не описаны в инструкции, показатель относится к показателю, который не может изменяться и Участнику в заявке необходимо предоставить в неизменном виде наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения (при наличии).
3. - наименование показателя содержит знак ":" и не содержит знак "-", в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от", а так же максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее" - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение больше и не равное минимального значения и меньше и не равное максимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
4. - наименование показателя не содержит знак "-" и не содержит знак ":", в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше", "" ,
до
- Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение меньше или равное установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
5. - наименование показателя не содержит знак "-" и содержит знак ":" в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от" , а так же максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше", не более
, "
" ,
до
- Участник предоставляет диапазонное значение не равное и больше минимального значения и меньше или равное максимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
6. - требование к значению показателя содержит обозначение нормативно-технических документов; не содержит знак ":" и не содержит знак "-" наименование показателя - Участник предоставляет из требования к значению показателя те нормативно-технические документы, которым будет соответствовать поставляемый товар (исходя из значений указанных в заявке).
7. - единица измерения (при наличии) предоставляется в неизменном виде.
8. - в заявке Участника не должно содержаться взаимоисключающих показателей; заявка Участника должна содержать только те значения, которым будет соответствовать поставляемый товар; для показателей, которые не применимы Участник указывает вместо значения, то что данный показатель не применим (например, " не применяется ").
9. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от"; при этом содержит знак ":" и не содержит знак "-" наименование показателя - Участник предоставляет диапазонное значение нижняя граница которого не равна и больше установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
10. - наименование показателя и не содержит знак "-" и не содержит знак ":", в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее", а так же минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "",
не менее
- Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение равное или больше минимального значения и меньше и не равное максимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
11. - наименование показателя содержит знак ":" и не содержит знак "-", в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее" - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение меньше и не равное установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
12. - не содержит знак ":" и содержит знак "-" наименование показателя, в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее" - Участник предоставляет диапазонное значение верхняя граница которого не равна и меньше установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
13. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от"; при этом содержит знак "-" и не содержит знак ":" наименование показателя - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение больше и не равное установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
14. - в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше", не более
, "
" ,
до
а так же минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от"; не содержит знак ":" и содержит знак "-"наименование показателя - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение меньше или равное максимального значения и не равное и больше минимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
15. - наименование показателя является неизменным; слова и словосочетания "должен быть", "нужно", и подобные, не являются частью наименования и не должны использоваться в заявке Участника.
16. - наименование показателя содержит "вид", "сорт", "материал", "исполнение", "категория", "тип", "класс", "группа" и не содержит знак ":" и не содержит знак "-" - Участник предоставляет в заявке значение одного на выбор конкретного вида, сорта, материала, исполнения, категории, типа, класса, группы из указанных в требовании к значению показателя; если какой-либо показатель товара не применим для выбранного участником сорта, вида, класса, типа, группы, исполнения, категории, материала, товара, участник в явнойформе должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (например, указать в заявке " не применяется ").
17. - положения инструкции, в которых указано о предоставлении в неизменном виде, являются приоритетными.
18. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "",
не менее
, наименование показателя содержит знак
:
и не содержит знак "-" - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение равное или больше установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
19. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "выше", ">","более", "свыше", "от", а так же максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее", наименование показателя не содержит знак ":" и содержит знак "-", - Участник предоставляет диапазонное значение меньше и не равное максимального значения и больше и не равное минимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
20. - в показателе присутствуют одновременно слова/словосочетания "не", "допускается", "более" или "не", "допускается", "менее" - Участник предоставляет требование к значению показателя в неизменном виде.
21. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "",
не менее
, а так же максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше",
не более
, "
" ,"до", наименование показателя содержит знак ":" и содержит знак "-" - Участник предоставляет одно конкретное не диапазонное значение равное или меньше максимального значения и больше или равное минимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два не равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
22. - в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше", не более
, "
" ,
до
, наименование показателя не содержит знак "-" и содержит знак ":" - Участник предоставляет диапазонное значение верхняя граница которого меньше или равна установленного числа в требовании к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
23. - в требовании к значению показателя значения разделены "и/или" , наименование показателя и не содержит знак "-" и содержит знак ":" - Участник предоставляет не менее одного значения показателя, включая первое из значений без использования "и/или"; если какой-либо показатель товара не применим для выбранного участником значения, участник в явнойформе должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (например, указать в заявке " не применяется ").
24. - наименование показателя содержит знак "-" и не содержит знак ":", в требовании к значению показателя значения разделены "или" - Участник предоставляет не более одного значения показателя, без использования " или"; если какой-либо показатель товара не применим для выбранного участником значения, участник в явнойформе должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (например, указать в заявке " не применяется ").
25. - в требовании к значению показателя указано минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "",
не менее
, а так же максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "ниже", "<","менее"; не содержит знак "-" и содержит знак ":" наименование показателя - Участник предоставляет диапазонное значение больше или равное минимального значения и не равное и меньше максимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов.
26. - наименование показателя содержит выражение "должен (-на)/(-но) /(-ны) быть:" - Участник предоставляет требование к значению показателя в неизменном виде.
27. - наименование показателя содержит знак "-" и не содержит знак ":", в требовании к значению показателя указано максимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не больше", "не выше", "не более, "
" ,
до
, а так же, минимальное значение выраженное числом, перед которым использовано "не меньше", "не ниже", "
",
не менее
- Участник предоставляет диапазонное значение больше или равное минимального значения и равное или меньше максимального значения, которые установлены в требование к значению показателя (не допускается указывать два равных числа) , без использования выше перечисленных слов и символов..
Комиссия УФАС отмечает, что содержащиеся в документации об аукционе положения инструкции по заполнению заявок не только не определяет объективный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок. Установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч.2 ст. 8) Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что Заказчик, Уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения Заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная Заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемых товаров, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, содержаться в Приложении N 3 к документации об аукционе, который имеет формат ".pdf" - стандартный межплатформенный формат электронных документов.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что файл, на который ссылается Заявитель позволяет ознакомиться с содержанием данного файла, в том числе, осуществить поиск и копирование фрагментов текста.
Исходя из изложенного довод жалобы является необоснованным.
Принимая во внимание, ранее выданное Заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленных.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМАВТОСНАБ" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 8) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с выданным ранее.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2021 г. N 44-3522/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021