Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
|
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска о включении Общества с ограниченной ответственностью "АВТОПЛЮС", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "АВТОПЛЮС", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (изв. N 0369200001521000117) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителей заказчика: Башковой Т.И., действующей на основании доверенности N 12 от 13.05.2021; Ишмухаметовой Н.А., действующей на основании доверенности N 15 от 17.05.2021;
- представителя ООО "АВТОПЛЮС": директора Общества Басиладзе Ю.С., действующей на основании решения участника N 1 от 17.04.2017,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "АВТОПЛЮС" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (изв. N 0369200001521000117).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 18.06.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 26 000,00 рублей.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 30.06.2021 N 0369200001521000117 победителем признано ООО "АВТОПЛЮС" с предложением о цене контракта 11310,00 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 02.07.2021.
Победитель аукциона 07.07.2021 до 23:59 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта.
В связи с неисполнением победителем требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, протоколом от 08.07.2021 Общество признано уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен в единой информационной системе 09.07.2021.
Представитель Общества пояснил, что победитель аукцион не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, своевременно не смог исполнить обязанность по подписанию контракта, а также предоставить документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта, в связи с выходом из строя технического устройства, на котором установлена ЭЦП.
Из материалов дела следует, что Обществом осуществлена оплата обеспечения исполнения контракта в размере 5% от цены Контракта, в сумме 565,50 руб. (платежное поручение N 33 от 12.07.2021), в соответствии с пунктом 7.1 заключаемого контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие поломки компьютерной техники.
Комиссия отмечает, в силу положений частей 2 и 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также согласно пункту 7.2 контракта, в случае применения антидемпинговых мер согласно статье 37 Закона о контрактной системе Исполнитель предоставляет обеспечение исполнения Контракта, указанное в пункте 7.1 контракта, увеличенное в полтора раза, что составляет 848,25 руб., или информацию, подтверждающую добросовестность Исполнителя в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе (пункт 8.2 контракта), с одновременным предоставлением Исполнителем обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в пункте 7.1. контракта.
При этом, снижение НМЦК по итогам аукциона составило 56,5 %.
Комиссия отмечает, что сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта Обществом, не соответствует требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе и пункту 7.2 контракта.
Вместе с тем, из материалов дела и пояснений представителя Общества следует, что Исполнитель не имел намерения уклоняться от заключения контракта, ошибка при расчете суммы обеспечения исполнения контракта допущена Обществом вследствие отсутствия опыта участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также недостаточного знания норм законодательства о контрактной системе.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта и исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ООО "АВТОПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Областным казенным учреждением Центр занятости населения города Челябинска о включении Общества с ограниченной ответственностью "АВТОПЛЮС", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам по результатам аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (изв. N 0369200001521000117), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Козлова |
Члены Комиссии |
Е.В. Габсатарова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июля 2021 г. N 074/06/104-1864/2021 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - участники закупок - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021