Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 16.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации Полетаевского сельского поселения (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПО "УралТехПроект", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0169300005019000255 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт здания и оборудования насосно-фильтровальной станции на берегу р.Миасс п.Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Администрации Полетаевского сельского поселения Подкорытовой Н.П., действующего на основании доверенности от 12.07.2021,
- представителя Администрации Полетаевского сельского поселения Стабулита А.С., действующего на основании доверенности от 12.07.2021,
- представителя Администрации Полетаевского сельского поселения Хисматуллиной А.Г., действующего на основании Распоряжения N 7 от 15.06.2021,
в отсутствие общества, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Администрации Полетаевского сельского поселения (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПО "УралТехПроект".
Согласно представленным документам 17.09.2019 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 014 442, 43 рублей.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 25.09.2019 единственным участником закупки признано ООО НПО "УралТехПроект".
Решением от 19.05.2021 заказчик отказался от исполнения контракта по причине разработки проектной документации, которая не получила положительное заключение ОГАУ "Госэкспертиза по Челябинской области, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 15.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 19.05.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 27.05.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте: 620014, г. Екатеринбург, ул. Антона Валека, д. 15, оф. 506, 20.05.2021 - по электронной почте: info@uenm.ru и 20.05.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии подрядчика по адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены. Так, в силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта является истечение тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 21.06.2021. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 02.07.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 06.07.2021.
При рассмотрении вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 07.10.2019 заключен контракт N 0169300005019000255_81050 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями, размещенными в единой информационной системе.
Предметом контракта является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт здания и оборудования насосно-фильтровальной станции на берегу р.Миасс п.Полетаево Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" в соответствии с техническим заданием, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 4 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 758 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 25.12.2019.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что результатом выполненной работы по настоящему Контракту является разработанная Подрядчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Техническим заданием, согласованная с соответствующими службами, получившая положительные заключения государственной экспертизы проектно-сметная документация.
В пункте 5.1.5 контракта указано, что подрядчик обязан передать от имени заказчика по доверенности техническую документацию в организацию по проведению государственной экспертизы для проведения государственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Согласно пункту 7.1 контракта в установленные настоящим контрактом сроки подрядчик обязан передать заказчику готовую техническую документацию с положительным заключением государственной экспертизы с актом сдачи-приемки выполненных работ в двух экземплярах.
В пункте 7.2 контракта предусмотрена корреспондирующая обязанность заказчика, получившего от подрядчика техническую документацию с положительным заключением государственной экспертизы, принять и провести проверку (приемку) технической документации, в течение 20 (двадцати) рабочих дней, при отсутствии недостатков, подписывает и возвращает Подрядчику акт сдачи-приемки технической документации в указанный настоящем пункте срок.
Таким образом, целью закупки является достижение результата в виде получения положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации.
Как следует из документов, представленных заказчиком и обществом, 31.12.2019 обществом посредством электронной почты передана заказчику проектно-сметная документация в составе разделов, указанных в письме общества от 31.12.2020 (исх. N 593).
Кроме того, 30.01.2019 общество направило в адрес заказчика письмо с просьбой согласовать проектно-сметную документацию, на которое заказчик письмами от 06.02.2020 (исх. 130, 131, 132) согласовал проектную документацию, подтвердил стоимость строительства на сумму 11 685 288, 28 т.р. и согласовал смету на капитальный ремонт.
Так, 06.02.2020 общество сообщило заказчику о направлении проектной документации для прохождения государственной экспертизы в ОГАУ "Государственная экспертиза Челябинской области" и просило направить доверенность для прохождения экспертизы. Так, заказчик 03.03.2020 направил по электронной почте доверенность в адрес подрядчика.
Вместе с тем, результат исполнения обязательств в виде положительного заключения государственной экспертизы в ОГАУ "Государственная экспертиза Челябинской области" подрядчиком не предоставлен, при этом 16.12.2020 в ответ на письма заказчика о предоставлении результата выполнения работ, предусмотренного контрактом, общество направило проектную документацию в объеме и в составе разделов, которые ранее направлялись заказчику 31.12.2019.
Вместе с тем, на неоднократные требования заказчика о предоставлении результата выполненных работ общество направило письмо от 22.03.2020, из которого следует, что заказчик не согласовалопроектно-сметную документацию, в связи с чем дальнейшее исполнение контракта не представляется возможным.
Так, 19.05.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что общество не выполнило работы, предусмотренные контрактом.
При решении вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта, путем разработки и передачи заказчику проектно-сметной документации, согласованной заказчиком 06.02.2020, в том числе из документов, представленных заказчиком, следует, что в период с 11.10.2019 до 17.12.2020 подрядчик осуществлял сбор исходных данных, согласование отдельных технических документов (технические решения, сводный сметный расчет, схема планировочной организации земельного участка), в связи с чем осуществлял систематическое взаимодействие с заказчиком посредством электронной переписки.
Вместе с тем, в силу пунктов 1.2, 5.1.5, 7.1 контракта следует, что результатом выполненных работ, подлежащих оплате, является проектная документация, получившая положительное заключение ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области", тогда как на 25.12.2020 проектная документация, прошедшая экспертизу, не передана заказчику, что противоречит указанным положениям контракта.
Таким образом, из указанных документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о надлежащем исполнении обществом обязательств по подготовке проектной документации.
Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях общества недобросовестного поведения, что не позволяет включить ООО "УралТехПроект", лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Полетаевского сельского поселения в отношении ООО НПО "УралТехПроект" (ИНН 6658379029), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июля 2021 г. N 074/06/104-1828/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021