Резолютивная часть решения оглашена 22.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 27.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
|
|
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
||
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации Уйского муниципального района (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Авиапромстрой", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с уклонением последнего от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение строительных работ по возведению объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном 25x8,5-м" по адресу: Челябинская область, Уйский МР, с. Уйское, ул. Пионерская" (извещение N 0169300015121000017) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Уйского муниципального района Балабанова Ю.М., действующего на основании доверенности от 22.07.2021,
- представителя АО "Авиапромстрой" Тер-Хачатряна А.В., действующего на основании доверенности от 20.07.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Авиапромстрой".
Согласно представленным документам 04.06.2021 Администрация Уйского муниципального района объявила о проведении электронного аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2021 единственным участником закупки признано АО "Авиапромстрой".
В пояснениях заказчика указано, что в регламентированный законом срок АО "Авиапромстрой" не предоставило проект контракта и обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель АО "Авиапромстрой" на заседании Комиссии предоставил письменные пояснения и документы и указал, что неподписание проекта контракта в регламентированный законом срок связано с неправомерными действия банка, который не осуществил действия по выпуску банковской гарантии, при том, что обществом оплачена комиссия за выпуск банковской гарантии и подписаны документы, необходимые для оформления банковской гарантии, что свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях общества.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке.
Кроме того, частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено право участника закупки в части направления заказчику протокола разногласий. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также информацию предусмотренную частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта) либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 28.06.2021, то есть на 4 день после опубликования протокола подведения итогов от 24.06.2021, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
С учетом протокола разногласий, направленного обществом 05.07.2021, доработанный проект контракта направлен заказчиком 06.07.2021.
Вместе с тем, обществом не размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, а также документ об обеспечении исполнения контракта, что противоречит части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которой регламентированный срок для подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта составляет 3 рабочих дня с даты размещения заказчиком в единой информационной системе доработанного проекта контракта, то есть с учетом обстоятельств дела проект контракта должен быть подписан не позднее 09.07.2021.
При этом, факт неподписания проекта контракта, непредставления обеспечения исполнения контракта в регламентированные законом сроки зафиксирован заказчиком путем опубликования в единой информационной системе информации о признания участника электронного аукциона уклонившимся от 14.07.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Таким образом, в регламентированный законом срок АО "Авиапромстрой" не выполнило установленную Законом обязанность по подписанию проекта контракта, представлению обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о нарушении хозяйствующим субъектом порядка заключения контракта, предусмотренного законодательством о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в качестве обеспечения исполнения контракта общество имело намерение предоставить банковскую гарантию, проект которой согласован с заказчиком посредством электронной почты, в связи с чем АО "Авиапромстрой" обратилось в АО КБ "Руснарбанк".
В материалы дела обществом предоставлена электронная переписка, оформленная протоколом нотариального осмотра доказательств (протокол N 77АГ 7030522 от 21.07.2021), из которой следует, что 09.07.2021 обществом и банком согласован проект банковской гарантии, а также обществом подписан акт приема-передачи гарантии, а также ряд иных документов, необходимых для оформления банковской гарантии, при этом 09.07.2021 общество перечислило в адрес банка денежных средства в качестве оплаты комиссии за выдачу банковской гарантии в размере 1 409 682, 24 рублей.
Вместе с тем, банковская гарантия не была выпущена банком на 09.07.2021 по причине непредоставления обществом дополнительных финансовых документов, запрошенных банком по электронный почте 09.07.2021 в 17.00.
В указанный период общество сообщило о проблемах, связанных с оформлением банковской гарантии, заказчику (письмо от 09.07.2021 исх. N 07.09/21-2), а также направило претензию в банк (письмо от 09.07.2021 исх. N 07.09/21-1).
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Таким образом, из документов, представленных обществом, следует, что правовое поведение хозяйствующего субъекта направлено на заключение контракта, что выражается как в совершении реальных действий по оформлению (согласование проекта банковской гарантии с банком, подписание акта приема-передачи гарантии) и оплате комиссии за выпуск банковской гарантии, так и во взаимодействии с заказчиком на стадии заключения контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения АО "Авиапромстрой", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Уйского муниципального района, в отношении АО "Авиапромстрой" (ИНН 7708728600), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июля 2021 г. N 074/06/104-1886/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021