Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Дубна Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Контрактная служба города Дубны Московской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству средств обеспечения видимости в темное время суток (извещение N 0848300058121000129 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 7 897 125,53 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 02.08.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - "Опыт участника закупки") нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки").
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Заказчиком будет оцениваться количество контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, исполненных за последние 5 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в данном открытом конкурсе в электронной форме.
Указанные контракты (договора) должны находиться в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Датой исполнения контракта/договора считается дата акта приемки услуг или итогового акта приемки услуг, подтверждающего приемку услуг по исполнению контракта/договора в полном объеме.
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера подтверждается следующими документами:
- сведения о контрактах (договорах) в табличной форме (ФОРМА 1. КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАЛИЧИЕ У НИХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ НА ИНОМ ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ, ОПЫТА РАБОТЫ, СВЯЗАННОГО С ПРЕДМЕТОМ КОНТРАКТА, И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ), приложение N1 к критериям конкурса.
- копия контракта (договора) на выполнение работ сопоставимого характера, со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью.
- копия(и) акта(ов) приемки работ подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме подтвержденное копией(ями) акта(ов) приемки работ.
Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (сведения о контракте (договоре) в табличной форме N1 (приложение N1 к критериям конкурса) + копия контракта (договора) + копия акта (актов) = наличие 1 опыта)".
На заседание Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Поясняем, что в соответствии со ст.84 44-ФЗ Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контракты не подлежат опубликованию в реестре контрактов Единой информационной системы контракты, заключенные в результате проведения закупок закрытым способом, т.к. сведения о которых составляют государственную тайну. Следовательно, комиссией не могут они приниматься к оценке, т.к. это противоречит действующему законодательству.
Также поясняем, что согласно ч.3 ст.4.1 Федерального закона N 223-ФЗ в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе. Однако в критериях оценки заявок прописан порядок предоставления документов, подтверждающих опыт участника в соответствии с Федерального закона N 223-ФЗ. Следовательно, данные контракты могут быть приняты к оценке комиссией по рассмотрению заявок, при условии выполнения условий, прописанных в критериях оценки".
Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок не позволяет участника закупки получить максимальное количество баллов, так как исключает возможность предоставления к оценке контрактов (договоров), заключенных по результатам проведения закрытых процедур, а также заключенных с единственным поставщиком, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки" нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по показателю "Опыт участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, что баллы по указанному показателю присваиваются по следующей оценочной шкале:
N п/п |
Значение показателя* |
Количество баллов |
1 |
От 1 до 6 контрактов (договоров) |
10 баллов |
2 |
От 7 до 12 контрактов (договоров) |
20 баллов |
3 |
От 13 до 18 контрактов (договоров) |
30 баллов |
4 |
От 19 до 24 контрактов (договоров) |
40 баллов |
5 |
От 25 до 30 контрактов (договоров) |
50 баллов |
6 |
От 31 до 36 контрактов (договоров) |
60 баллов |
7 |
От 37 до 42 контрактов (договоров) |
70 баллов |
8 |
От 43 до 48 контрактов (договоров) |
80 баллов |
9 |
От 49 до 54 контрактов (договоров) |
90 баллов |
10 |
55 и более контрактов (договоров) |
100 баллов |
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в установленном порядке оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки ресурсами" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям, так как, например, при предоставлении сведений в отношении имеющегося опыта участника закупки, равного как одному исполненному контракту, так и шести контрактам, участникам Конкурса присваивается одинаковое количество баллов.
Таким образом, приведенный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, что не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОМОНТАЖ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.07.2021 N 050/06/28620эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 июля 2021 г. N 050/06/28620эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021