резолютивная часть решения объявлена 28.07.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии индивидуального предпринимателя (далее - ИП), представителя Местной администрации Майского муниципального района (далее - заказчик), действующей на основании доверенности,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с неисполнением последним обязательств, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года, заключенным по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0304300001720000060 "Проведение кадастровых работ по подготовке межевых и технических планов и постановке на государственный кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства и земельных участков под ними, расположенных на территории г.Майского" с ценой контракта - 89 000,00 рублей, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.), приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 21 июля 2021 года поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с неисполнением последним обязательств, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года, заключенным по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0304300001720000060 "Проведение кадастровых работ по подготовке межевых и технических планов и постановке на государственный кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства и земельных участков под ними, расположенных на территории г.Майского" с ценой контракта - 89 000,00 рублей.
Для установления факта неисполнения ИП обязательств, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года, заключенным по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона, в адрес заказчика и ИП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывались о необходимости предоставления материалов и документов по вышеуказанному электронному аукциону, включая письменные пояснения причины факта неисполнения ИП обязательств, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года.
На заседание Комиссии, состоявшемся 28 августа 2021 года, представитель заказчика, поддержал доводы, изложенные в обращении. От ИП 27 июля 2021 года представлены письменные пояснения на обращение заказчика, где сказано, что между ИП и заказчиком заключен муниципальный контракт N42 от 08.06.2020 года. В соответствии с условиями технического задания документации об аукционе ИП выполнены 28 межевых планов на земельные участки и 12 технических плана на объекты капитального строительства. В рамках муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года ИП все условия контракта исполнены с увеличением объема работ на 10 процентов.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заказчика, выслушав представителей заказчика и ИП, проанализировав письменные пояснения ИП, изучив представленные заказчиком документы, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
В ходе заседания Комиссии установлено, что электронный аукцион N0304300001720000060 "Проведение кадастровых работ по подготовке межевых и технических планов и постановке на государственный кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства и земельных участков под ними, расположенных на территории г.Майского" (извещение о проведении электронного аукциона - 14.05.2020 г. 17:38 ч.) был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 469 166,67 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 23 458,33 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 14.05.2020 г. 17:38 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.05.2020 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.05.2020 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 27.05.2020 г. в 09:19 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 9 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 26 мая 2020 года. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе). Наиболее низкая цена контракта при проведении электронного аукциона предложена ИП, который в последующем в силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе признан победителем, согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе от 28.05.2020 г.
На основании ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).
П.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г. предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г., принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078 от 30.06.2021 г.).
По итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0304300001720000060 "Проведение кадастровых работ по подготовке межевых и технических планов и постановке на государственный кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства и земельных участков под ними, расположенных на территории г.Майского" (извещение о проведении электронного аукциона - 14.05.2020 г. 17:38 ч.) между заказчиком и ИП заключен муниципальный контракт N42 от 08.06.2020 года.
В ч.1.1 ст.1 муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года предусмотрено, что по заданию заказчика исполнитель обязуется выполнить кадастровые работы по изготовлению межевых и технических планов и постановке на государственный кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства и земельных участков под ними, расположенных на территории г.Майский, а заказчик обязуется принять эти работы и оплатить их.
Согласно ч.1.2 ст.1 муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года предусмотрено, что срок выполнения работ: 90 дней с момента заключения контракта. Место выполнения работ: - Российская Федерация, Работы выполняются по месту нахождения Исполнителя. Результат работ направляется в адрес Заказчика.
В соответствии с условиями муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года крайней датой исполнения обязательств является 07 сентября 2020 года.
28 октября 2020 года заказчиком была направлена претензия в адрес ИП в связи с неисполнением принятых обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года, в срок.
03 ноября 2020 года заказчиком подготовлено распоряжение N267 об одностороннем отказе от муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года.
В силу ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30 ноября 2020 года заказчиком принято распоряжение N294 об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года в связи с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия соответствующего решения.
27 декабря 2020 года ИП в адрес заказчика направлено гарантийное письмо для рассмотрения вопроса о предоставлении возможности продления срока исполнения контракта однократно.
В соответствии с ч.65 ст.112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.65 ст.112 Закона о контрактной системе, заказчиком принято распоряжение N340 от 30 декабря 2020 года о продлении срока выполнения работ до 01 апреля 2021 года.
Дополнительным соглашением N1 от 30 декабря 2020 года срок выполнения работ в рамках контракта продлен до 01 апреля 2021 года.
25 июня 2021 года заказчиком принято распоряжение N169 об одностороннем отказе от муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года в связи с неисполнением ИП обязательств в полном объеме.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, ч.1 ст.307.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона о контрактной системе, которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законом о контрактной системе установлено право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта (ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе) и порядок такого отказа (ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Стороны в ч.8.1 ст.8 контракта предусмотрели, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке и в связи с односторонним отказом одной из Сторон от исполнения Контракта.
Согласно ч.8.3 ст.8 контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае существенных нарушений условий Контракта другой Стороной.
В п.п.14 и 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что, если в государственном (муниципальном) контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ, отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права.
Ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены различные основания и последствия одностороннего отказа подрядчика от договора.
Ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе устанавливают специальную процедуру отказа от контракта и иным образом, по сравнению с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, определяют момент, в который отказ заказчика от договора считается состоявшимся.
Так, в соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, положения ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве подрядчика на односторонний отказ от договора подряда в отношении государственного (муниципального) контракта должны применяться с учетом оснований отказа и последствий такого отказа. При этом процедура отказа от контракта должна соответствовать ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе.
Как видно, в настоящем деле отказ заказчика от исполнения контракта был продиктован неисполнением ИП обязательств в полном объеме, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, в рамках муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года ИП подготовлено 29 межевых планов, однако согласно условиям технического задания документации об аукционе общее количество земельных участков и объектов составляет 36.
При принятии распоряжения N169 об одностороннем отказе от муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года в связи с неисполнением ИП обязательств в полном объеме, заказчиком не соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Несоблюдение порядка одностороннего расторжения контракта заключается отсутствием коллегиально принятых актов, актов экспертиз, из которых явствуют неисполнения ИП обязательств, принятых муниципальным контрактом N42 от 08.06.2020 года, в полном объеме, также в обращении заказчика не были приложены достаточно аргументированные документы и сведения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении условий муниципального контракта N42 от 08.06.2020 года в полном объеме.
Исходя из ст.104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.2 ст.10, п.2 ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке. Установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден и при прекращении договора в случае одностороннего отказа стороны от договора (его расторжении).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
В обращении Местной администрации Майского муниципального района о включении сведений об индивидуальном предпринимателе реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 августа 2021 г. N 007/06/104-823/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021