Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
|
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - Управление капстроительства администрации, заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Спецтехплюс", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "Спецтехплюс", общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на выполнение работ по сносу ветхо-аварийного жилья (снос жилого дома (г. Озерск, п. Метлино, ул. Челябинская, д. 14)) (извещение N 0169300044221000258) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Грещук Е.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 6;
- представителя заказчика Филюковой Д.И., действующего на основании доверенности от 28.07.2021 N 14;
- представителя ООО "Спецтехплюс" Прокопьевой В.И., действующего на основании доверенности от 23.07.2021 N 1,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Спецтехплюс".
Согласно представленным документам 24.06.2021 Администрация Озерского городского округа Челябинской области объявила о проведении электронного аукциона путем размещения в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 348 598 рублей 80 копейки.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогам проведения электронного аукциона составило - 42,92%.
Обеспечение исполнения контракта - 10% от цены контракта, по которой заключается контракт.
Из извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0169300044221000258 следует, что закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0169300044221000258-3 от 06.07.2021 заявка ООО "Спецтехплюс" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Проект контракта направлен победителю аукциона посредством ЕИС - 08.07.2021.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны победителя аукциона - 13.07.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и представил в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, платежное поручение на сумму 19 898 рублей 21 копейка.
Однако победителем аукциона одновременно с подписанным проектом контракта не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, в связи со снижением начальной цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик, установив факт неисполнения требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, 21.07.2021 признал ООО "Спецтехплюс" уклонившимся от заключения контракта и направил 26.07.2021 сведения о признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта в антимонопольный орган.
Из пояснений представителя ООО "Спецтехплюс" следует, что победитель аукциона не имел намерений уклоняться от заключения контракта. Так, ООО "Спецтехплюс" 11.07.2021 в сроки, установленные Законом о контрактной системе, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и представил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Однако при размещении сведений на электронной площадке, победитель аукциона из-за ошибки специалиста, ответственного за подписания контрактов, не предоставил информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта либо разместить протокол разногласий, отвечающий требованиям части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 08.07.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако победителем аукциона не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, что не соответствует требованиям части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которым победитель аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, в случае снижения цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта, зафиксирован заказчиком, в Протоколе о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по сносу ветхо-аварийного жилья (снос жилого дома (г. Озерск, п. Метлино, ул. Челябинская, д. 14)) (извещение N 0169300044221000258) от 21.07.2021, который размещен в ЕИС 22.07.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении, как обеспечения исполнения контракта, так и не подтверждении добросовестности участника закупки, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Как следует из пояснений представителя ООО "Спецтехплюс", победитель аукциона не имел намерения уклоняться от заключения контракта. Так, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе, совершил действия, направленные на размещение на электронной площадке подписанного проекта контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако из-за ошибки при формировании платежного поручения, сотрудник победителя аукциона перечислил сумму равную обеспечению исполнения контракта, в связи с чем, на специальный счет пришли денежные средства в размере, не соответствующем размеру обеспечения исполнения контракта, указанного в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что победитель аукциона узнал об ошибке, допущенной при форматировании платежного поручения, после размещения на электронной площадке платежного поручения и подписанного проекта контракта, победитель аукциона не смог исправить ошибку на электронной площадке, в связи с чем, победитель аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта.
Также, в материалы дела, представлены сведения, из которых следует, что победитель аукциона совершал действия, направленные на устранения факта, послужившего основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта. Так, 22.07.2021 победитель аукциона перечислил дополнительные денежные средства в качестве подтверждения добросовестности участника закупки, что подтверждается платежным поручением от 22.07.2021 N 81 на сумму 9 949 рублей 11 копеек.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом к обстоятельствам непреодолимой силы и чрезвычайности не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Как следует из подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что обществом совершены действия, направленные на заключение контракта. Так, победитель аукциона в срок, предусмотренный для заключения контракта, разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Спецтехплюс", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков, так как указанные действия, свидетельствуют о намерении ООО "Спецтехплюс" заключить контракт.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области, в отношении ООО "Спецтехплюс" (ИНН 7413027568), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на выполнение работ по сносу ветхо-аварийного жилья (снос жилого дома (г. Озерск, п. Метлино, ул. Челябинская, д. 14)) (извещение N 0169300044221000258), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 августа 2021 г. N 074/06/104-1967/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021