Резолютивная часть решения оглашена 02.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 04.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "СПЕЦТЕХПЛЮС" (далее - ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС", Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию территории кладбищ г. Озерска (извещение N 0169300044221000102) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС", его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта N24-2021/УКСиБ от 12.04.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителей заказчика Грещук Е.В., Чупахина Э.В., Комаровой О.С., действующих на основании доверенностей;
- представителя ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" Прокопьевой В.И., действующего на основании доверенности N 1 от 23.07.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.07.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 18.03.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 209 832,00 рублей.
Контракт N24-2021/УКСиБ от 12.04.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.07.2021.
Исходя из обращения заказчика, ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" не в полном объеме выполнены работы по муниципальному контракту, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 3 статьи 723 Гражданского кодекса РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 30.03.2021, победителем аукциона стало ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" с предложением о цене контракта 158 758,47 рублей.
Контракт N 24-2021/УКСиБ заключен между заказчиком и ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" 12.04.2021.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательства качественно и в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по содержанию территорий кладбищ г. Озерска в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и приложениями к нему, ведомостью объемов работ N 60-21 (приложение N 2), утвержденными заказчиком и являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить выполненные работы согласно настоящему контракту.
В силу пунктов 3.2, 3.3 контракта подрядчик обязан приступить к выполнению работ с даты заключения контракта. Работы должны выполняться по 31.05.2021 года (включительно).
Согласно материалам дела ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" выполнены работы по контракту на сумму 28 780,08 рублей (счет на оплату N 29 от 06.05.2021, акт о приемке выполненных работ N 1 от 30.04.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.04.2021).
В соответствии с актами N 1 от 07.05.2021, N 2 от 11.05.2021, N 3 от 12.05.2021, N 4 от 17.05.2021, N 5 от 19.05.2021, N 6 от 25.05.2021, N 7 от 28.05.2021, N 8 от 31.05.2021, N9 от 01.06.2021 ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" не осуществлена погрузка отходов с территории кладбища, мусорные точки не освобождены от мусора; не произведен сбор случайного мусора с территории кладбища; не произведена уборка несанкционированных свалок; не произведено подметание асфальтобетонного покрытия; не произведена расчистка от мелколесья вдоль дорожек. На основании указанных актов заказчиком составлены претензии от 03.06.2021 N 30-01-20/701, от 11.06.2021 N 30-01-26/747, в которых указано на обязанность Общества оплатить штраф в размере 6 350,32 рублей; 7 937,90 рублей в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. Претензия от 03.06.2021 N30-01-20/701 вручена директору ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" 03.06.2021, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Как следует из документов и не оспаривается заказчиком, ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" оплачен штраф за неисполнение обязательств по контракту в размере 6 350,32 рублей (платежное поручение N 218786 от 04.06.2021).
Исходя из содержания претензии ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" (исх. от 15.06.2021 N 32), у Общества отсутствует возможность исполнения контракта в связи с применением заказчиком недействующих тарифов на вывоз и утилизацию мусора (с 01.04.2021 стоимость утилизации мусора составляет 1080 рублей за тонну). Данная претензия получена заказчиком 16.06.2021, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
В связи с нарушением ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" условий контракта заказчиком 11.06.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение размещено заказчиком 11.06.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" 11.06.2021 заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 11.06.2021 по электронной почте.
По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (11.07.2021) заказчиком 22.07.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N3742201794321000043) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Следует отметить также, что ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" в адрес заказчика направлено уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке (исх. от 30.06.2021 N 52). Данный документ получен заказчиком 01.07.2021, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" в мае, в незначительном объеме выполнены работы по отгрузке мусора. Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области готово оплатить данные работы, фактически выполненные Обществом в указанный период.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
C учетом того факта, что подрядчиком выполнена часть объема работ по содержанию территории кладбищ г. Озерска, с учетом оплаты заказчиком фактического объема выполненных работ, а также с учетом оплаты ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" штрафа за неисполнение обязательств по контракту, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях Общества признаков недобросовестности. В данном случае, антимонопольный орган принимает решение о невключении сведений об ООО "СПЕЦТЕХПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Процедура расторжения контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения соблюдена заказчиком в полном объеме.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦТЕХПЛЮС" (456780, Челябинская обл., г. Озерск, бульвар Гайдара, д. 16, кв. 94, ИНН 7413027568/ 741301001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 августа 2021 г. N 074/06/104-1965/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021