Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения Златоустовского городского округа "Благоустройство" (далее - МБУ ЗГО "Благоустройство", заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "КузбассДробМаш", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "КузбассДробМаш", общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку дробилки барабанной мобильной (извещение N 0169300003321000156), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя МБУ ЗГО "Благоустройство" Сатдретдиновой И.В., действующего на основании доверенности от 29.07.2021;
- представителя ООО "КузбассДробМаш" Вазиева А.Д., действующего на основании доверенности от 01.07.2021 N 1,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение МБУ ЗГО "Благоустройство" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "КузбассДробМаш" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 13 на поставку товара от 01.06.2021 (далее - контракт), заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку дробилки барабанной мобильной (извещение N 0169300003321000156) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела аукцион объявлен путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 22.04.2021 извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 625 000 рублей 00 копеек.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0169300003321000156-3 от 12.05.2021.
Дата заключения контракта - 01.06.2021.
Решением N 180 от 05.07.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту, на основании чего заказчиком составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктам 11.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Так, заказчиком 05.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 05.07.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено поставщику по почте заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, а также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.07.2021 размещено в ЕИС во вкладке "Дополнительная информация о закупках.
В связи с тем, что заказчик получил информации о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) почтового уведомления, заказчик считает датой надлежащего уведомления ООО "КузбассДробМаш" дату получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, то есть 14.07.2021, а контракт расторгнутым - 27.07.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 28.07.2021 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены в антимонопольный орган - 26.07.2021.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Как следует из материалов дела между заказчиком и ООО "КузбассДробМаш" 01.06.2021 заключен контракт N 13 на поставку товара (реестровый номер в ЕИС N 3740405752721000020) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, на сумму 4 601 875 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктам 1.2. раздела 1 контракта: "Поставщик обязуется осуществить заказчику поставку дробилки барабанной мобильной, согласно спецификации (Приложение N1) являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить полученный товар, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом".
Согласно пункту 4.1 контракта стороны определили, что товар должен быть поставлен в течении 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта, то есть товар должен быть поставлен не позднее 02.07.2021.
Поставка товара заказчику производится поставщиком, с 08:30 до 16:00 (время местное) в рабочие дни заказчика (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), кроме выходных и официально объявленных праздничных дней.
Пунктом 4.2 контракта определено место поставки товара: Челябинская область, г. Златоуст, ул. 2-я Закаменская, д. 1а, МБУ ЗГО "Благоустройство"
Таким образом, заказчиком по результатам закупки заключен договор поставки, порядок заключения которого регламентирован параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 16.06.2021 заказчик в адрес общества направил письмо с просьбой сообщить о дате доставки товара.
ООО "КузбассДробМаш" 21.06.2021 в адрес заказчика направил письмо о том, что товар находится в стадии производства, однако из-за задержки поставки комплектующих, общество сможет поставить товар в период с 15.07.2021 по 20.07.2021.
Заказчик, получив письмо общества, направил в адрес поставщика Требование о надлежащем исполнении контракта (исх. N 159 от 25.06.2021), где указал о том, что в случае неисполнения обязательств по контракту в сроки, установленные контрактом, общество будет нести ответственность в виде применения штрафных санкций, в связи с чем, заказчик требует осуществить поставку товара не позднее 01.07.2021.
ООО "КузбассДробМаш" 28.06.2021 направило в адрес заказчика ответ на требование N 159 от 25.06.2021 и гарантийное письмо. Из указанных документов, следует, что из-за задержки поставки комплектующих, общество произведет поставку товара в срок до 20.07.2021.
Однако, в срок, установленный контрактом, общество не осуществило поставку товара, в связи с чем, заказчик 01.07.2021 направил обществу по электронной почте претензию (исх. N 174 от 01.07.2021), из которой следует, что обществом нарушен срок поставки и заказчик требует осуществить поставку товара в срок до 02.07.2021 и оплатить пеню. Также письмом от 01.07.2021 N 175 (ответ на гарантийное письмо общества) заказчик сообщил о том, что товар должен быть поставлен в срок, указанный в контракте, так как задержка поставки комплектующих в силу гражданского законодательства является риском осуществления предпринимательской деятельности, а указанные риски возложены на юридическое лицо.
ООО "КузбассДробМаш" не осуществил поставку товара в срок до 02.07.2021, в связи с чем, заказчик 02.07.2021 направил ООО "КузбассДробМаш" по электронной почте претензию (исх. N 178 от 02.07.2021), где указал о том, что по состоянию на 02.07.2021 обществом не исполнены обязательства по поставке товара, в связи с чем, обществу выставлен штраф и предоставлен дополнительный срок (до 05.07.2021) для исполнения обязательств по контракту.
В связи с тем, что ООО "КузбассДробМаш" не осуществило поставку товара в срок, установленный в претензии от 02.07.2021 N 178, заказчик 05.07.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, у заказчика имелись основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с тем, что общество нарушило существенные условия договора поставки, предусмотренные гражданским законодательством.
В силу части 2 статьи 104, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлено недобросовестное поведение этого лица.
В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Так, при рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом представлены доказательства, объективно подтверждающие о принятии подрядчиком возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Указанный факт, подтверждается сведениями, представленными в материалы дела, из которых следует, что обществом заказаны и оплачены комплектующие, необходимые для исполнения обязательств по контракту, однако контрагенты сдвинули сроки поставки, что подтверждается письмом ООО ПТК "Калугаремпутьмаш-серви" от 07.07.2021, письмом ООО "Омская торговая компания" о 12.07.2021 N 199. Также в материалы дела представлен Акт N 1 от 14.07.2021, из которого следует, что прицеп пришел в разбитом состояние, в связи с чем, его использование невозможно.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия лица, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "КузбассДробМаш", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением Златоустовского городского округа "Благоустройство", в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КузбассДробМаш" (ИНН 4217200595), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку дробилки барабанной мобильной (извещение N 0169300003321000156), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 августа 2021 г. N 074/06/104-1976/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021