Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" и заявителя ООО "Химфарм", рассмотрев жалобу ООО "Химфарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения "Натрия хлорид" (реестровый N 0325300036921000173), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.07.2021 поступила жалоба ООО "Химфарм" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения "Натрия хлорид" (реестровый N 0325300036921000173) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика не применила положения приказа Минфина России N 126н, в связи с чем неверно выбрала победителя аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
24.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения "Натрия хлорид", включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе, информация, указанная в статье 42 названного Федерального закона.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу п. 1(1) Постановления N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1(2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно п. 2 постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При этом согласно п. 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией (п. 7.2 и п. 27.2 аукционной документации) в соответствии с требованиями Постановления N 1289 и Приказа N 126н установлены ограничения и условия допуска товаров иностранного производства.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2021 одна из восьми заявок участников аукциона (N 17) была отклонена на основании п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления N 1289 в связи с тем, что участником закупки в такой заявке предложен товар, страной происхождения которого являются Германия и Испания.
Наименьшее предложение о цене контракта (273 440 рублей) поступило от ООО "Химфарм" (заявка N 67), следующее по возрастанию предложение о цене контракта (274 900 рублей) поступило от ООО "Нордфарм" (заявка N 7).
Также, как следует из указанного протокола, с учетом положений п. 1.4 приказа N 126н аукционной комиссией принято решение о заключении контракта с ООО "Нордфарм" (заявка N 7).
В своей жалобе Заявитель (заявка N 67) указывает, что именно он должен был быть признан победителем аукциона, поскольку предложил наименьшую цену контракта, а также приложил в состав своей заявки документы, предусмотренные п. 1(2) Постановления N 1289, подтверждающие, что все стадии производства предлагаемого им лекарственного препарата казахстанского производителя "Kelun-Kazpharm" ("Келун-Казфарм") осуществляются на территории государств-членов Евразийского экономического союза.
Комиссия, рассмотрев вторую часть заявки Заявителя, установила, что им к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Натрия хлорид", на который товариществом с ограниченной ответственностью "Kelun-Kazpharm" ("Келун-Казфарм"), Республика Казахстан получено регистрационное удостоверение ЛП-003458.
Также заявителем в состав заявки приложены документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, сертификаты о происхождении товара СТ-1, сертификаты на соответствие требованиям надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств N 51 и 52.
Вместе с тем, из сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx?routingGuid=87d539c4-ca85-4 c92-97ca-4c39a936ef08&t=) следует, что производителем фармацевтической субстанции Натрия хлорид, используемой при производстве указанного препарата, является СиЭнЭсАйСи ХунБо Груп Юньмэн Юньхун Фармасьютикал Ко., Лтд, Китай.
Учитывая, что в рассматриваемом случае аукционной комиссией отклонены заявки в соответствии с пунктом 1 Постановления Постановление N 1289 следует руководствоваться п. 1.4 Приказа N 126н.
При этом п. 1.4 Приказа N 126н указывает, что контракт заключается с участником закупки только при совокупности всех условий. В свою очередь Заявитель не соответствует первому из условий, поскольку предлагает к поставке препарат фармацевтическая субстанция которого произведена не на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Следующим участником по ранжированию ценового предложения после Заявителя является ООО "Нордфарм" (заявка N 7), предложившее к поставке лекарственное средство с торговым наименованием "Натрия хлорид", на которое ООО "Медпром Капитал" (Россия) получено регистрационное удостоверение Р N 001119/01, производитель ООО НПК "Эском" (Россия).
Все стадии производства данного препарата осуществляются на территории Российской Федерации, что подтверждается приложенными ООО "Нордфарм" в состав своей заявки документами, предусмотренными п. 1(2) Постановления N 1289.
При этом данный участник соответствует всем условиям, установленным п. 1.4 Приказа N 126н.
Таким образом, аукционной комиссией заказчика с учетом требований п. 1.4 Приказа N 126н принято правомерное решение о заключении контракта с ООО "Нордфарм" по предложенной им цене контракта, нарушения в действиях аукционной комиссии Заказчика не установлены. Жалоба Заявителя является необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Химфарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Наримановская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения "Натрия хлорид" (реестровый N 0325300036921000173) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
К.В. Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 августа 2021 г. N 030/06/14-1021/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021