Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Власиха Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений" городского округа Власиха Московской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения
ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий в городском округе Власиха Московской области (извещение N 0848300022821000069 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 01.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 23 906 297,60 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 23.07.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Заказчиком в пункте 22 Информационной карты Конкурсной документации установлено, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию ненадлежащим образом установлены требования для товара "Спортивный комплекс тип 2" о соответствии ГОСТ 8645-68, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91, поскольку указанные ГОСТы не относятся к спортивным комплексам.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части ненадлежащего установления требований о соответствии ГОСТам, вводят участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию для товара "Спортивный комплекс тип 2" по показателю "Вид труб вертикальной лестницы комплекса - не применяется или выполнены из водогазопроводных труб толщиной стенки от 2.5 мм", что вводит участников закупки в заблуждение, так как позволяет предоставить значение, противоречащее положениям ГОСТ 3262-75.
Изучив документы и сведения, комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части ненадлежащего установления требования противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 установлен Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 5 Постановление N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является "Приобретение мебели для создания центров образования естественно-научной и технологической направленностей (создание Центров "Точка роста")".
В соответствии Техническим заданием Конкурсной документации предусмотрена поставка, в том числе, товаров: "Спортивный комплекс тип 2", "Тренажёр "Эллиптический", "Уличный тренажёр "Жим от груди". ГОСТ Р 57538-2017 КТРУ 32.30.14.121 - 00000019", "Тренажёр "Велосипед" ГОСТ Р 56445-2015 КТРУ 32.30.14.123 - 00000002", "Карусель с канатами", "Спортивный комплекс. тип 3: ГОСТ 10704-91, ГОСТ 3262-75,", "Спортивный комплекс тип 1: ГОСТ 10704-91, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 2695-83", "Брусья-низкие параллельные ГОСТ Р 55674-2013 КТРУ 32.30.14.112-00000041", "Игровой комплекс: ГОСТР 52169-2012, ГОСТР 52168-2012".
По мнению Заявителя, вышеуказанные товары соответствуют кодам ОКПД 2 32.30.14.110 Инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой" и 42.99.12.110 Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе, включенные в Постановление N 617.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым вышеуказанные товары соответствуют кодам ОКПД 2 32.30.15.299, 32.30.14.129, 32.30.14.121, 32.30.14.123, 28.99.32.110, 32.30.14.112, 28.99.32.190, не включенных в Постановление N 617.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части не установления ограничений допуска в соответствии с Постановлением N 617 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств обратного.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены Критерии оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"При оценке заявок по показателю учитывается опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера (выполнение работ по благоустройству территории, в том числе озеленению, обустройству мест массового отдыха) и объема (цена контракта (договора) по которым составляет не менее 50% от начальной
(максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка), не ранее трех лет по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника. Договора субподряда не учитываются и не рассматриваются.
Сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются копиями гражданско-правовых договоров (контрактов) (с актами выполненных работ), в том числе заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, содержащих сведения о стоимости выполненных работ".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований о том, что сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются копиями гражданско-правовых договоров (контрактов) (с актами выполненных работ), в том числе заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, содержащих сведения о стоимости выполненных работ, может вводить участников закупки в заблуждение в отношении контрактов (договоров), принимаемых к оценке, и применяться Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Также, Комиссия приходит к выводу, что требования о предоставлении исполненных контрактов (договоров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности порядка оценки по указанному показателю, поскольку установление требование о представлении контрактов/договоров сопоставимого характера подобным образом вводит участников закупки в закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Изучив приведенный прядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что требование по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ".
В Критериях оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" установлено, в том числе следующее:
"Участник в составе заявки может представить документы/копии документов в подтверждение соответствия заявленного участником конкурса оборудования, технических средств, требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации, данные документы будут рассмотрены конкурсной комиссией при определении соответствия представленного участником конкурса оборудования, технических средств требованиям, конкурсной документации.
Документы, подлежащие представлению участниками закупки в составе заявки для оценки конкурсной комиссией по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", подтверждающие наличие у участника конкурса полной материально-технической базой, необходимой для выполнения работ являются:
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 и копии договоров купли-продажи (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования и технических средств участнику закупки, копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования и технических средств у участника закупки на ином законном основании.
Оборудования и технические средства, необходимые для выполнения работ | |
Наименование оборудования, технических средств (технологического и иного оборудования) |
Технические характеристики и минимальное количество единиц оборудования, технических средств (технологического и иного оборудования) |
Компрессоры с дизельным двигателем прицепные |
количество - 1 штука, технические характеристики: Производительность: не менее 2500 л/мин |
Погрузчики универсальные на пневмоколесном ходу |
количество - 1 штука, технические характеристики: грузоподъемность до 3 т, вместимость ковша номинальная не менее 1.4 м3 |
Поливомоечные машины |
количество - 1 штука, технические характеристики: Объем емкости для воды: не менее 6000 л |
Катки самоходные вибрационные |
количество - 1 штука, технические характеристики: Ширина вальца не менее 1500 мм, Масса не более 8025 кг |
Молотки отбойные |
количество - 1 штука, технические характеристики: минимальная энергия удара не менее 65 Дж, Частота ударов не менее 1500 уд/мин |
Установки фрезерования дорожного покрытия |
количество - 1 штука, технические характеристики: Ширина фрезерования: не менее 1000 мм |
Катки самоходные вибрационные |
количество - 1 штука, технические характеристики: Ширина вальца не более 2000 мм, Масса более 8300 кг |
Асфальтоукладчик |
количество - 1 штука, технические характеристики: Базовая ширина: не менее 2,5 м, Номинальная мощность: не более 354 кВт |
По показателю заказчиком установлен следующий порядок определения баллов, присуждаемых по данному показателю - баллы начисляются в соответствии с таблицей:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
а) |
- Документы/копии документов не представлены, или представлены, но не соответствуют требованиям документации. - Представленные документы/копии документов, не полностью подтверждают наличие у участника закупки, оборудования и других материальных ресурсов в количестве единиц по каждому пункту, в собственности или в аренде (лизинге). |
0 баллов |
б) |
Представлены документы/копии документов, полностью подтверждающие наличие у участника закупки, оборудования и других материальных ресурсов в количестве единиц по каждому пункту, в собственности или в аренде (лизинге). |
100 баллов |
При этом, в соответствии с извещением, предметом закупки является "Выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий в городском округе Власиха Московской области".
Изучив приведенный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного показателя в рамках нестоимотсного критерия "Квалификация участников закупки" ограничивает количество участников закупки, поскольку отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных технических оборудований не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам закупки, а напротив, налагает дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Качество работ" в рамках критерия "Качественные и функциональные характеристики объекта".
В Критериях оценки по показателю "Качество работ" установлено,в том числе следующее:
"Качество работ, выраженное в представленных участником конкурса предложениях, содержащих описание качественных характеристик объекта закупки, включающих описание мероприятий по контролю качества за выполняемыми работами и описание мероприятий по повышению безопасности работ.
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки предусмотрены показатели согласно таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Качество работ |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта, или представление предложений участника о качественных характеристиках объекта не в полном объеме. |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта в полном объеме (с описанием одного вида работ) |
50 |
|
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта в полном объеме (с описанием двух видов работ) |
100 |
Под описанием мероприятий по контролю качества за выполняемыми работами (далее - описание мероприятий по контролю качества для целей предмета оценки понимается описание в заявке следующих мероприятий по контролю качества за выполняемыми работами: по проведению участником конкурса входного контроля применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ (далее - входной контроль материалов и оборудования); по проведению участником конкурса операционного контроля выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения указанных работ (далее - операционный контроль); по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ (далее - инспекционный контроль). Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль или сведений о строительной лаборатории, осуществляющей входной контроль. Мероприятия по проведению участником конкурса операционного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, конкретных мероприятий операционного контроля, включающих описание основных этапов выполнения работ, применяемых основных методов контроля, контрольно-измерительного инструмента, при помощи которого проводят операционный контроль, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего операционный контроль. Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний инспекционный контроль, и графика (сроков) проведения такого контроля.
Под описанием мероприятий по повышению безопасности работ для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по повышению безопасности работ: 1) по повышению пожарной безопасности; 2) по повышению безопасности объекта; 3) по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования; 4) по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента; 5) по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - все мероприятия по повышению безопасности). Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны, в том числе с указанием: порядка проведения противопожарного инструктажа, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа, перечня специалистов (по специальностям), прошедших противопожарный инструктаж с указанием года и месяца прохождения противопожарного инструктажа; порядка проведения пожарно-технического минимума; перечня руководителей участника конкурса и специалистов (по специальностям), прошедших пожарно-технический минимум с указанием года и месяца прохождения минимума; порядка проверки знаний требований пожарной безопасности; порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ. Мероприятия по повышению безопасности объекта должны быть описаны, в том числе с указанием порядка ограждения и организации проездов и проходов на объекте, порядка организации охраны и защиты объекта, порядка устройства и оборудования санитарно-бытовых зданий и помещений (бытового городка строителей), порядка освещения объекта. Мероприятия по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием мер, принимаемых при выполнении работ на объекте против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на обеспечение безопасности при складировании строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, описание порядка инструктажа специалистов по безопасному складированию строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, описание порядка инструктажа специалистов по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение инструктажей по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ и безопасному складированию строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, перечня специалистов участника конкурса (по должностям), привлекаемых к проведению погрузочно-разгрузочных работ строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, прошедших инструктаж по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ с указанием года и месяца проведения такого инструктажа, перечня складских работников участника конкурса (по должностям), прошедших инструктаж по безопасному складированию строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования с указанием года и месяца проведения такого инструктажа. Мероприятия по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента должны быть описаны, в том числе с указанием порядка эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента; порядка обеспечения безопасности производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента; указанием электротехнического персонала (по специальностям), имеющего соответствующую квалификационную группу по электробезопасности (при наличии). Мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов(далее - мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных производственных факторов) должны быть описаны, в том числе с указанием объектов и порядка производственного контроля путем организации производственного контроля; перечня должностных лиц участника конкурса (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на специалистов; мер по устранению вредного воздействия пыли на специалистов; мер по устранению вредного воздействия на работающих на объекте специалистов повышенного уровня шума; мер по устранению вредного воздействия вибрации на специалистов; профилактических мер по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье специалистов; порядка и способов удаления с объекта отходов строительных материалов и мусора.
Виды работ:
1. Устройство основания и резинового покрытия, установка МАФ и ограждений;
2. Ремонт внутридворового проезда, въезда во двор, парковочной зоны;
Сведения, подлежащие представлению участниками конкурса для оценки конкурсной комиссией по показателю "Качество работ" представляются в составе заявки в произвольной форме в виде пояснительной записки отдельно на каждый вид работ. Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "Качество работ" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Оценка заявки участника по показателю "Качество работ" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта в составе заявки на участие в конкурсе в форме пояснительной записке. Предложение о качественных характеристиках объекта не должно противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и требованиям конкурсной документации.
Описание мероприятий по контролю качества считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по контролю качества, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренных конкурсной документацией (далее - описание мероприятий по контролю качества в полном объеме). Участник конкурса описывает мероприятия по контролю качества по видам работ, указанным в п.2.2. Описание мероприятий по повышению безопасности работ считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению безопасности, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее - описание мероприятий по повышению безопасности работ в полном объеме). Участник конкурса описывает мероприятия по повышению безопасности работ по видам работ, указанным в п.2.2.
Предложение о качественных характеристиках объекта (по одному или нескольким видам работ) признается представленным в полном объеме, если описание мероприятий по контролю качества (по одному или нескольким видам работ) представлены в полном объеме и описание мероприятий по повышению безопасности работ (по одному или нескольким видам работ) представлены в полном объеме.
Порядок оценки:
Расчет значения НЦБi2 осуществляется по формуле:
НЦБi2 = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Дробное значение НЦБi2, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Порядок определения баллов по показателю "качество работ":
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по закупкам по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю, умножается на соответствующую указанному критерию значимость".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Качество работ", в виду того, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" установлено, в том числе следующее:
"В рамках показателя оценивается наличие у участника закупки на дату подачи заявки на участие в конкурсе трудовых ресурсов руководителей (производителя работ и главного инженера), необходимых для выполнения работ, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и заключивших с участником закупки трудовые договоры или гражданско-правовой договор со сроком действия не менее срока действия контракта.
К руководителям участника конкурса, с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 для целей оценки по показателю относятся работники участника конкурса (далее именуются - руководители):
Работник участника конкурса - производитель работ (прораб), заключивший с участником закупки трудовой договор или гражданско-правовой договор со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Строительство", "Промышленное и гражданское строительство" или высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет.
Работник участника конкурса - главный инженер, заключивший с участником закупки трудовой договор или гражданско-правовой договор со сроком действия не менее срока действия контракта, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство", "Архитектура" или высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет.
Наличие руководителей подтверждается (дипломы, свидетельства, аттестаты и др. документы, предусмотренные ст. 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
1). Производитель работ (прораб)
1.1. Производитель работ (прораб), соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Строительство", "Промышленное и гражданское строительство", повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет:
- копия диплома о высшем профессиональном образовании по направлению профессиональной деятельности;
- копия документа о повышении квалификации руководителя по направлению профессиональной деятельности (в случае, если стаж работы по направлению профессиональной деятельности составляет 5 лет и более);
- копия трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) гражданско-правовой договор с сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса (для подтверждения наличия трудовых отношений между руководителем и участником, подтверждения сведений о стаже);
- копия (копии) должностной инструкции руководителя, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности, если копия трудовой книжки или трудового договора руководителя не подтверждают наличие соответствующего стажа работы);
1.2. Производитель работ (прораб), соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет:
- копия диплома о высшем профессиональном образовании (техническом);
- копия диплома о профессиональной переподготовке по направлению профессиональной деятельности;
- копия документа о повышении квалификации руководителя по направлению профессиональной деятельности (в случае, если стаж работы по направлению профессиональной деятельности составляет 5 лет и более);
- копия трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) гражданско-правовой договор с сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса (для подтверждения наличия трудовых отношений между руководителем и участником, подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности);
- копия (копии) должностной инструкции руководителя, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности, если копия трудовой книжки или трудового договора руководителя не подтверждают наличие соответствующего стажа работы);
1.3. Производитель работ (прораб), соответствующий следующим требованиям к квалификации: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет:
- копия диплома о среднем профессиональном (техническом) образовании;
- копия трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) гражданско-правовой договор с сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса (для подтверждения наличия трудовых отношений между руководителем и участником, подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности);
- копия документа о повышении квалификации руководителя по направлению профессиональной деятельности (в случае, если стаж работы по направлению профессиональной деятельности составляет 5 лет и более);
- копия (копии) должностной инструкции руководителя, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности, если копия трудовой книжки или трудового договора руководителя не подтверждают наличие соответствующего стажа работы);
2. Главный инженер:
2.1. Главный инженер, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство", "Архитектура"; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет;
- копия диплома о высшем профессиональном образовании по направлению профессиональной деятельности;
- копия документа о повышении квалификации руководителя по направлению профессиональной деятельности;
- копия трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) гражданско-правовой договор с сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса (для подтверждения наличия трудовых отношений между руководителем и участником, подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности);
- копия (копии) должностной инструкции руководителя, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности, если копия трудовой книжки или трудового договора руководителя не подтверждают наличие соответствующего стажа работы);
2.2. Главный инженер, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет:
- копия диплома о высшем профессиональном техническом образовании;
- копия диплома о профессиональной переподготовке по направлению профессиональной деятельности;
- копия документа о повышении квалификации руководителя по направлению профессиональной деятельности;
-копия трудовой книжки и (или) трудового договора и (или) гражданско-правовой договор с сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса (для подтверждения наличия трудовых отношений между руководителем и участником, подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности);
- копия (копии) должностной инструкции руководителя, иных документов по усмотрению участника конкурса (для подтверждения сведений о стаже работы по направлению профессиональной деятельности, если копия трудовой книжки или трудового договора руководителя не подтверждают наличие соответствующего стажа работы);
Для определения баллов по показателю отношении руководителей, участник предоставляет в составе заявки сведения по рекомендуемой форме Приложении N3.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Порядок определения баллов по показателю в отношении руководителей:
Руководители |
Баллы |
1. Наличие у участника закупки главного инженера, соответствующего требованиям к квалификации и производителя работ (прораба), соответствующего требованиям к квалификации |
100 баллов |
2. Наличие у участника закупки главного инженера, соответствующего требованиям к квалификации или производителя работ (прораба), соответствующего требованиям к квалификации |
50 баллов |
3. Отсутствие у участника закупки главного инженера, соответствующего требованиям к квалификации и производителя работ (прораба), соответствующего требованиям к квалификации |
0 баллов |
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление требований о наличии трудовых ресурсов руководителей (производителя работ и главного инженера), необходимых для выполнения работ, и заключивших с участником закупки трудовые договоры или гражданско-правовой договор со сроком действия не менее срока действия контракта ограничивает участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии у производителя работ (прораб), высшего профессионального образования по специальности "Строительство", "Промышленное и гражданское строительство" или высшего профессионального технического образования и профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы либо среднего профессионального (технического) образования и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет, а также у главного инженера высшего профессионального образования по специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство", "Архитектура" или высшего профессионального технического образования и профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности; стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет, а также требование о предоставлении подтверждающих документов, приводит к необоснованному ограничению участников закупки, поскольку не является надлежащим подтверждением отсутствия у специалистов соответствующей квалификации, а также не свидетельствуют о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках контракта, заключаемого по результатам закупки.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не позволяет выявить наилучшего предложения об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе следующее:
"Для определения значения показателя конкурсная комиссия исходит из продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства на дату окончания подачи заявок с учетом правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, в соответствии с представленными участником конкурса в составе конкурсной заявки сведениям, начиная с даты создания участника конкурса в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Подтверждающими документами являются: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения о дате создания участника конкурса в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Продолжительность деятельности (времени существования) участника конкурса на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства определяется в количестве лет, округленном до целого числа в наименьшую сторону.
Кроме того, для определения значения показателя "Деловая репутация участника закупки" конкурсная комиссия учитывает также наличие у участника конкурса различных систем менеджмента.
Данный критерий установлен заказчиком в связи с тем, что применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Подтверждающими документами являются: копии сертификатов.
Оценке подлежит наличие следующих сведений и документов:
- Срок существования на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства
- Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015;
- Система экологического менеджмента, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001-2016;
- Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей OHSAS 18001:2007.
Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник заполняет форму "Деловая репутация участника закупки" (Приложение N4) (форма является рекомендуемой).
Порядок определения баллов по показателю:
Наименование показателя |
Баллы |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса не менее трех лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлены сертификаты: -Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Система экологического менеджмента, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001-2016; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей OHSAS 18001:2007. |
100 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса менее трех лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлены сертификаты: - Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Система экологического менеджмента, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001-2016; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей OHSAS 18001:2007. |
75 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса не менее трех лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлен один из сертификатов: - Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Система экологического менеджмента, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001-2016; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей OHSAS 18001:2007. |
50 баллов |
1. Представлены сведения о продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса менее трех лет. Подтверждается сведениями из выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 2. Представлен один из сертификатов: - Системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2015; - Система экологического менеджмента, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001-2016; - Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, соответствующей OHSAS 18001:2007. |
25 баллов |
Документы и/или сведения не предоставлены или отсутствуют |
0 баллов |
При этом, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является "Выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий в городском округе Власиха Московской области".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление требования об оценки продолжительности деятельности (времени существования) участника конкурса на рынке предоставления работ (услуг) в области строительства приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, не соответствует предмету закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что приведенный порядок оценки не позволяет выявить лучшего предложения об условиях исполнения контракта, ввиду того, что условие об оценке различных систем менеджмента не является надлежащим подтверждением соответствующей деловой репутации у участника закупки.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" не позволяет выявить наилучшего предложения об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.07.2021 N 50/06/28780п/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 июля 2021 г. N 50/06/28780эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021