Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
... ... ... |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Гражданспецпроект" (далее - ООО "Гражданспецпроект", Общество) ... (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителей заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская поликлиника N5" комитета здравоохранения Курской области (далее - заказчик, ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5") ... (по доверенности, личность удостоверена), (дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7166536553, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N2773 от 02.08.2021 г.), рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Гражданспецпроект" (адрес: 664046, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Верхняя Набережная, д. 145/19, кв. 2; ИНН 3811470820), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 02.08.2021 г. (вх. N3862) поступило обращение заказчика - ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5" о включении информации в отношении ООО "Гражданспецпроект" (адрес: 664046, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Верхняя Набережная, д. 145/19, кв. 2; ИНН 3811470820) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N6 от 29.03.2021 г. по предмету: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Запольная, д. 43 А"" (закупка N0744200000221001245).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
04.03.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0744200000221001245 для нужд заказчика по предмету: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Запольная, д. 43 А"", документация об электронном аукционе, проект контракта, ИКЗ: 212462904088746320100100210017112612.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 139 516 руб. 00 коп.
Согласно протокола 09-05/24398/943 подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2021 г., победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было признано ООО "Гражданспецпроект" (идентификационный номер заявки 3) с предложением цены контракта 739 302 руб. 42 коп.
29.03.2021 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5" и ООО "Гражданспецпроект" был заключён Контракт N6 от 29.03.2021 г. по предмету: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Запольная, д. 43 А"" на сумму 739 302 руб. 42 коп. (реестровый номер контракта N24629040887 21 000016) (далее - Контракт).
Согласно ч.10 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч.2.1 ст.83.2 ФЗ "О контрактной системе_", и максимальному значению цены контракта.
Как установлено п.3.1 раздела 3 "Срок выполнения работ" Контракта "Выполнение работ, предусмотренных настоящим Контрактом, осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем заключения Контракта".
Таким образом, регламентированный срок выполнения работ по Контракту - не позднее 13.05.2021 г.
Как следует из письменных пояснений Общества и подтверждается приложенной в материалы дела Обществом копией переписки между ООО "Гражданспецпроект" и ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5", 22.03.2021 г. по адресу электронной почты заказчика "tmo5@yandex.ru" Общество направило запрос о предоставлении исходно-разрешительной документации: поэтажные планы, технический паспорт.
На рассмотрении обращения представитель ООО "Гражданспецпроект" пояснил, что 26.03.2021 г. сотрудник Общества прибыл на объект ОБУЗ "Курская городская поликлиника N5". В материалы дела Обществом представлена копия приказа N10 (о направлении работника в командировку) от 23.03.2021 г., согласно которому инженер-конструктор _ направлена в командировку на период с 24.03.2021 г. по 30.03.2021 г. в связи с производственной необходимостью сбора исходных данных по указанному объекту. 23.03.2021 г. в адрес заказчика Общество направило письмо (исх. N44 от 23.03.2021 г.), в котором сообщалось о прибытии сотрудника Общества на объект.
Из письменных пояснений Общества следует, что с 26.03.2021 г. по 29.03.2021 г. инженер-конструктор _ находилась на объекте для сбора необходимых исходных данных. Кроме того представитель Общества в ходе рассмотрения обращения пояснил, что ввиду сжатых сроков выполнения работ сотрудник Общества выехал на объект еще до подписания Контракта, что, по мнению Общества, подтверждает намерение Общества исполнения обязательств по Контракту.
Согласно п.16 "Требования о порядке проведения согласований с ведомствами и организациями" приложения N1 к Контракту, "Все необходимые согласования проектно-сметной документации с заинтересованными ведомствами и организациями выполняются Проектировщиком (Подрядчиком) в объеме требований действующей нормативно-правовой документации при участии Заказчика.
Проектировщик берет на себя обязательства (осуществляет) по прохождению государственной экспертизы после получения официального согласования проектно-сметной документации у Заказчика".
02.04.2021 г. (исх. N44), 08.04.2021 г. (исх. N55) (повторное направление заказчику на согласование планировочных решений), 09.04.2021 г. (исх. N58) заказчику были направлены на согласование планировочные решения, акт осмотра здания (исх. N43 от 02.04.2021 г.).
05.04.2021 г. (исх. N44) Общество в адрес заказчика направило письмо с предложением осуществления совещания по видеосвязи или направлении в адрес Общества перечня вопросов и предложений.
05.04.2021 г. (исх. N45) Общество направило в адрес заказчика справку о ходе выполнения работ, в соответствии с которой выполнены следующие работы: "1. Обследование здания, составление акта технического осмотра - 100%; 2. Разработка планировочных решений в соответствии с техническим заданием - 100% (направлено заказчику на согласование 02.03.2021 г., ожидается ответ от заказчика); 3. Разработка раздела "Архитектурные решения фасадов" - 15%. Работа выполняется в рамках графика, сроки исполнения Контракта не нарушаются".
13.04.2021 г. (исх. N63), 16.04.2021 г. (исх. N70) в адрес заказчика Общество направило письмо с откорректированными планировочными решениями, в котором Общество сообщает: "в связи со сжатыми сроками контракта (45 дней со дня, следующего за днем заключения) просим Вас оперативно согласовать планировочные решения, в противном случае сроки исполнения контракта не гарантируем".
В результате многочисленных переписок со стороны заказчика (исх. N670 от 08.04.2021 г., исх. N689 от 12.04.2021 г., N696 от 12.04.2021 г., N722 от 14.02.2021 г., N727 от 14.04.2021 г.) планировочные решения письмом от 19.04.2021 г. (исх. N759) заказчиком были согласованы. 19.04.2021 г. (исх. N775) заказчик в адрес Общества направил подписанный акт осмотра зданий и сооружений.
20.04.2021 г. (исх. N73) Общество в адрес заказчика направило письмо с просьбой о продлении срока Контракта на 17 дней (до 30.05.2021 г. включительно) ввиду длительного согласования планировочных решений. 20.04.2021 г. (исх. N788) заказчик направил в адрес Общества ответ на указанное письмо, в котором сообщило об отсутствии возможности "продлить (увеличить) срок завершения работы по контракту N6 от 29.03.2021 г., так как продление срока относится к существенным условиям контракта и влечет за собой наложение штрафа в размере 20000 рублей".
11.05.2021 г. (исх. N84, N85), 13.05.2021 г. (исх. N88), 21.05.2021 г. (исх. N98) в адрес заказчика Общество направило письма на согласование дефектных ведомостей. 14.05.2021 г. (исх. N1006, N1007), 20.05.2021 г. (исх. N1054), 21.05.2021 г. (исх. N1064) в адрес Общества заказчик направил письма об отказе в согласовании дефектных ведомостей с указанием причин отказа.
17.05.2021 г. (исх. N94), 21.05.2021 г. (исх. N97), 25.05.2021 г. (исх. N101) в адрес заказчика Общество направило на согласование откорректированные дефектные ведомости.
24.05.2021 г. (исх. N100) Общество в адрес заказчика направило письмо на согласование Архитектурных решений. 24.05.2021 г. (исх. N1071) в адрес Общества заказчик направил письмо об отказе в согласовании Архитектурных решений с обоснованием причин отказа. 25.05.2021 г. (исх. N102), 26.05.2021 г. (исх. N103) Общество направило в адрес заказчика письма с откорректированными Архитектурными решениями. 25.05.2021 г. (исх. N1087) заказчик в адрес Общества направил письмо об отказе в согласовании Архитектурных решений с обоснованием причин отказа.
26.05.2021 г. (исх. N105) Общество направило в адрес заказчика предварительный укрупненный сводный сметный расчет.
28.05.2021 г. (исх. N1109) заказчик в адрес Общества направил письмо об отсутствии возможности согласования спецработ с указанием причин отказа. 28.05.2021 г. (исх. N1113) заказчик направил в адрес Общества письмо о предоставлении документации не позднее 31.05.2021 г.
01.06.2021 г. (исх. N111, N113) Общество направило в адрес заказчика письма на согласование дефектных ведомостей, а также направило на согласование схему отопления, схемы по электроснабжению и охранно-пожарной сигнализации. В указанном письме Общество сообщает: "для окончательной подготовки сметной документации для дальнейшего прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках работ по Контракту N6 от 29.03.2021 г. необходимо согласование дефектных ведомостей".
01.06.2021 г. (исх. N1131) в адрес Общества заказчик направил письмо о согласовании проектной документации.
В ответ на указанное письмо 02.06.2021 г. (исх. N114) Общество направило в адрес заказчика письмо о том, что "сметная документация будет предоставлена 10.06.2021 г.".
04.06.2021 г. (исх. N115) Общество в адрес заказчика направило предварительный укрупненный сводный сметный расчет.
07.06.2021 г. (исх. N118) Общество в адрес заказчика направило письмо, согласно которому для дальнейшего прохождения Государственной экспертизы в адрес Общества необходимо направить перечень указанных в данном письме документов.
10.06.2021 г. (исх. N120) Общество в адрес заказчика направило гарантийное письмо, согласно которому Общество "гарантирует предоставление сметной документации_в срок до 15.06.2021 г.".
Таким образом, со стороны ООО "Гражданспецпроект" принимались меры по надлежащему исполнению Контракта.
10.06.2021 г. (исх. N1229/1) заказчик в адрес Общества направил Требование (претензию) об уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара.
11.06.2021 г. (исх. N1231) заказчик направил в адрес Общества коммерческое предложение ООО "ТИТАН-КУРСК" и АО "САБ по уборке г. Курска".
11.06.2021 г. (исх. N1237) заказчик направил в адрес Общества решение от 10.06.2021 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.06.2021 г. (исх. N125) Общество направило в адрес заказчика на согласование сметную документацию, "в срок представленный в исходящем письме N120 от 10.06.2021 г.".
Как установлено ч.ч.8-9 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В разделе 10 "СРОК ДЕЙСТВИЯ, ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА" Контракта заказчиком указано: "10.4. Расторжение Контракта допускается:
10.4.1. По соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения условий Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.4.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством. Решение об одностороннем отказе направляется Стороной другой Стороне в течение трех рабочих дней, следующих за датой принятия такого решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой, по средствам факсимильной связи или по адресу электронной почты. Решение Стороны об одностороннем отказе вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления".
В силу ч.12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч.12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_" считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
11.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено заказчиком в адрес ООО "Партнер" заказным письмом, представленным заказчиком в материалы дела, а также 10.06.2021 г. по адресу электронной почты Общества: "24pro2020@mail.ru", что не отрицается представителем Общества на рассмотрении обращения. В силу ч.12 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 16.07.2021 г. признается датой надлежащего уведомления заказчиком ООО "Гражданспецпроект" о расторжении контракта.
15.06.2021 г. заказчик на официальном сайте ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с соблюдением срока, установленного ч.12 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
В соответствии с ч.13 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 26.07.2021 г., что соответствует требованиям ч.13 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу подпункта "л" п.2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1084, в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения, то есть, информация о расторжении контракта является обязательной для размещения в единой информационной систем.
Согласно ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Перечень случаев включения информации об участнике закупки в РНП, установленный ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" не допускает расширенного толкования.
По смыслу нормы ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" информация об участнике закупки включается в РНП только в случае, если такой участник уклонился от заключения контракта, а также в случае, если контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 г. N13-П и от 21.11.2002 г. N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 г. N10-П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и, во всяком случае, не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В соответствии с пп."а" п.13 Правил орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно пп."б" п.13 Правил орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп."а" п.13 Правил, принимает решение об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП.
В силу пп."в" п.15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в РНП, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп."а" п.13 Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как подтверждается материалами настоящего дела, заказчиком соблюдены требования к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его ООО "Гражданспецпроект" и размещения в ЕИС. При этом в материалы настоящего дела поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "Гражданспецпроект" представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская городская поликлиника N5" комитета здравоохранения Курской области во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Гражданспецпроект" (адрес: 664046, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Верхняя Набережная, д. 145/19, кв. 2; ИНН 3811470820) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 августа 2021 г. N РНП-46-545
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021