Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Авиком" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на благоустройство территории МАДОУ "Кондратовский детский сад "Ладошки" (изв. N0856600010821000271) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000271 МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее- Уполномоченный орган) проводился запрос котировок в электронной форме на благоустройство территории МАДОУ "Кондратовский детский сад "Ладошки"".
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок:
1) извещение о проведении запроса котировок размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 997 317,30 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.07.2021 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2021 г., заявка ООО "Авиком" признана несоответствующей требованиям документации, по причине непредоставления информации, участником запроса котировок в электронной форме в составе заявки в соответствии с Котировочной документацией, требованиям настоящей документации, в том числе: несоответствие показателей, характеризующих товары, показателям, установленным в техническом задании Котировочной документации.А именно: п.16 Поковки.Несоответствие показателей, о группе поковок.п.17 Сталь арматурная.Несоответствие показателей, диаметр стали 20 мм крайнее значение.п.24 Гвозди строительные.Несоответствие показателей, длина гвоздя 100 мм крайнее значение.и т.п.
По мнению Заявителя, сведения, предоставленные в составе заявки соответствуют требованиям котировочной документации, заявка признана несоответствующей требованиям неправомерно, протокол не содержит информацию, требования к которой установлены Законом о закупках.
Согласно ч.1 ст.82.1 Закона о закупках, под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В п.2 ч.3 ст.82.1 Закона о закупках установлено, что извещение о запросе котировок в электронной форме должно содержать информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.42 Закона о закупках, извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп.а) п.2 ч.5 ст.82.1 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг с учетом положений части 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу пп.1 ч.7 ст. 82.1 Закона о закупках, информация, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 5 настоящей статьи включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей части), в случае установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться при указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, опубликованных отдельным файлом, Заказчик, Уполномоченный орган устанавливает требование о предоставлении в составе заявки сведений, предусмотренных пп.а п.2 ч.5 ст.82.1 Закона о закупках.
Требования к показателям установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании, опубликованном отдельным файлом. Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлена инструкция по заполнению заявки.
1. В п.16 технического задания установлены требования к поковкам, а именно: "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Толщиной до 800 мм. Поковки должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 8479-70 по чертежам утвержденным в установленном порядке и нормативно-технической документации на конкретную продукцию. Допустимо применение поковок группы II, III, IV и V (Т)".
При этом, согласно инструкции по заполнению заявки, в случае, если значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя из данного диапазона, не включая крайние значения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией.
А также в случае, если показатели указаны с использованием союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все показатели, указанные через данный союз.
В случае указания в документации о запросе котировок в электронной форме в качестве требования к товару диапазона (интервала значений какой-либо величины) показателей (в том числе показателей, сопровождающихся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "", "", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую), Участнику закупки в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком. Использование при этом словосочетаний и знаков: "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до" "или", "", "", "<", ">", "-", а также перечисления показателей через запятую не допускается, за исключением случаев, когда указанный диапазон (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "", "", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем. В случае, если в указанном диапазоне показатель (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "", "", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую) является конкретным показателем, такой показатель отмечен в документации знаком "_".
В заявке ООО "Авиком" указано, что в п.16 предполагается к использованию товара: "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Толщиной 600 мм. Поковки изготовляются в соответствии с требованиями ГОСТ 8479-70 по чертежам утвержденным в установленном порядке и нормативно-технической документации на конкретную продукцию. Применение поковок группы II".
Как следует из пояснений представителей Котировочной комиссии, применение поковок группы V, указанной с использованием союза "и" является обязательным. То есть участнику в составе заявки необходимо было указать группу поковки V и любую из перечисленных в требованиях технического задания через запятую.
В соответствии с ч.11 ст.82.1 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1, частью 1.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
4) непредставления документов, предусмотренных пунктом 4 части 5 настоящей статьи (если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона), в случае, если в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме включена информация о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств;
5) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме.
Исходя из изложенного, нарушений требований Закона о закупках в действиях Комиссии не может быть установлено.
При этом Комиссия отмечает, что инструкция не содержит указания на то, каким образом необходимо заполнить заявку при одновременном использовании в установленных требованиях к товару перечисления через запятую и союз "и". В связи с этим, положения документации вводит участника закупки в заблуждение, допускают возможность субъективного толкования требований котировочной документации.
Поскольку документация, в совокупности с инструкцией по заполнению заявки не позволяет однозначно определить минимальные и максимальные показатели, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.2 ч.3 ст.82.1 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2. В п.17 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к стали арматурной; горячекатаной; гладкой; класс А-I; 20-22 мм. (Т).
Комиссия отмечает, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о соответствии данного товара ГОСТу, на который ссылается Заявитель в тексте жалобы.
Инструкция по заполнению заявки также содержит указание на то, что в случае, если в описании какого-либо товара присутствует указание на ГОСТ, то предлагаемый товар должен соответствовать указанному ГОСТу. В случае, если в описании товара нет указания на ГОСТ, то требований о соответствии такого товара ГОСТ заказчиком не установлено.
Помимо этого, согласно инструкции, по общему правилу знак "-" разграничивает минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или представления диапазона значений (в случаях установленных настоящей Инструкцией).
Инструкцией также установлено, что участник указывает одно значение показателя, но при этом крайние значения, указанные заказчиком, не входят в число допустимых.
Заявка подателя жалобы по п.17 содержит предложение о товаре: сталь арматурная; горячекатанная; гладкая; класс А-I; 20 мм. Таким образом, участником указано крайнее значение показателя, указанное Заказчиком, Уполномоченным органом, что противоречит требованиям документации. Следовательно, нарушений в действиях Котировочной комиссии в данном случае Комиссия не усматривает.
3. В п.24 технического задания установлены требования к гвоздям строительным с конической головкой. Гвозди круглые, трефовые. Гвозди должны соответствовать ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные. Условный стержня не более 8 мм. Длина гвоздя 100-200 мм. Наименьший головки 7.5 мм. Высота головки гвоздя 2.4 мм. (Т)
В инструкции указано, что по общему правилу знак "-" разграничивает минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или представления диапазона значений (в случаях установленных настоящей Инструкцией).
Заявителем в составе заявки предоставлены следующие сведения: "Гвозди строительные с конической головкой. Гвозди круглые. Гвозди соответствуют ГОСТ 4028-63 Гвозди строительные. Условный стержня 4 мм. Длина гвоздя 100. Наименьший головки 7.5 мм. Высота головки гвоздя 3,5 мм.
Поскольку участником закупки указано крайнее значение показателя, требования к которому установлены с использованием знака "-", что противоречит положениям документации, нарушений в действиях Котировочной комиссии, признавшей заявку неоответствующей н может быть установлено.
Вместе с тем, согласно п. 2 ГОСТ 4028-63, конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт. 2-4 и в табл.2.
В таблице 2 установлено, что гвоздь с условным диаметром стержня 4 мм имеет длину 100 или 120 мм. Таким образом, установив требование о том, что длина гвоздя с диаметром, соответствующим требованиям документации не может быть 100 мм, Заказчик, Уполномоченный орган допускают возможность предоставления в составе заявки сведений, соответствующих установленному ГОСТ и не соответствующих требованиям документации.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.2 ч.3 ст.82.1 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с п.2 ч.12 ст.82.1 Закона о закупках, протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать информацию о принятом решении о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов в электронной форме от 29.07.2021 г. содержит сведения, требования к которым установлены Законом о закупках.
Нарушений требований Закона о закупках в действиях Котировочной комиссии не установлено.
Комиссия отмечает, что выявленные в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения Закона о закупках не повлияли на результат закупки. Более того, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, оспариваемый запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся, поскольку все поданные заявки на участие в запросе котировок в электронной форме отклонены.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.15 ст.82.1 Закона о закупках, 02.08.2021 г. Уполномоченным органом, Заказчиком опубликовано извещение о проведении повторного запроса котировок в электронной форме на благоустройство территории МАДОУ "Кондратовский детский сад "Ладошки". В связи с изложенным, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авиком" на действия Единой комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на благоустройство территории МАДОУ "Кондратовский детский сад "Ладошки"" (изв. N0856600010821000271) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.2 ч.3 ст.82.1 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021