Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленные Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области (далее - УФСИН России по Омской области, заказчик) сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Медоборудование" (далее - ООО "Медоборудование", победитель, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 15-А, заключенного 29.04.2021 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на поставку бактерицидных ламп (облучателей рециркуляторов) (извещение N 0352100004920000015) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика Терешкиной Елены Александровны (доверенность от 03.08.2021 N 18/33),
в отсутствие представителей заказчика, в надлежащем извещении которого о времени и месте рассмотрения обращения предприняты все необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее также Омское УФАС России) поступило обращение УФСИН России по Омской области (вх. N 7407 от 22.07.2021) о включении сведений об ООО "Медоборудование" в Реестр.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, Омским УФАС России направлено уведомление заказчику (исх. N 03-7263 от 23.07.2021) о несоответствии обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
29.07.2021 в Омское УФАС России в соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком была представлена надлежащая форма обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр (вх. N 7677 от 29.07.2021) материалы и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении ООО "Медоборудование" от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 01.04.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100004920000015 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 196466,62 руб.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.04.2020 свидетельствует о том, что на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. Все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 13.04.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 4 участника закупки; наименьшая цена контракта 163017,67 руб. предложена участником с идентификационным номером заявки N5, при этом снижение начальной (максимальной) цены составило 17,02 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2020 заявки 4 участников закупки были признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки N5 - Общество с ограниченной ответственностью "Медоборудование" с ценой контракта 163017,67 руб.
29.04.2020 заказчиком заключен государственный контракт N 15-А. цена контракта 163017,67 руб. на поставку бактерицидных ламп (облучателей-рециркуляторов).
25.11.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 15-А, которое 26.11.2020 было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 15502028626 20 00005 (https://zakupki.gov.ru/epz/dizk/dizkCard/document-info.html?dizkId=13984 8).
22.12.2020 информация о расторжении контракта размещена в ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/documentinfo.html?reest rNumber=1550202862620000054&contractInfoId=57432105 ).
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Медоборудование" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 19 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Пунктом 11.4 раздела 11 "Изменение и расторжение Контракта" контракта было установлено:
"11.4. Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Объектом закупки является поставка бактерицидных ламп (облучателей-рециркуляторов).
В разделе "Условия исполнения контракта, наименование и описание объекта закупки" извещения N0352100004920000015, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, в Приложении N1 к аукционной документации "Объект закупки, требования к товару, условия исполнения контракта" определено:
"1.1. Место и сроки поставки товара:
Поставка товара осуществляется силами Поставщика в подчиненное подразделение УФСИН России по Омской области (далее грузополучатель) уполномоченное на получения товара от имени Заказчика:
ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Омской области адрес:644089, г.Омск,ул. Доковская, 3.
Поставка товара в период с 8.30 ч. до 17.30 (с понедельника по четверг) и с 8.30 до 12.00 ч. (пятница).
1.2. Сроки поставки товара (количество партий поставки товара):
Поставка товара должна быть осуществлена с момента заключения государственного контракта до 15.07.2020 (один этап поставки)"
Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по 30.09.2020 декабря 2021 года, (пункт 15.2 раздела 15 "Заключительные положения" контракта).
Представленные заказчиком документы свидетельствуют о том, что поставка ООО "Медоборудование" осуществлена 21.09.2020 на сумму 81403,00 руб., однако оставшаяся часть товара на сумму 81614,67 руб. не осуществлена. 25.09.2020 заказчиком направлена претензия поставщику о взыскании суммы неустойки (пени, штрафов) - 1570,40 руб., 18.12.2020 уведомление N5 о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек по контакту в размере 9731,87 руб.
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.11.2020 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (реестровый номер контракта 15502028626 20 00005 (https://zakupki.gov.ru/epz/dizk/dizkCard/document-info.html?dizkId=13984 8) и направлено 25.11.2020 заказным письмом с уведомлением по адресу местонахождения ООО "Медоборудование", указанному в контракте: 117105, г. Москва, 77 проезд Нагорный, д. 10, к.2, под.4, эт.2, пом. 24. Согласно представленной в материалы дела копии почтового уведомления заказное письмо было вручено директору Общества 01.12.2020, о чем заказчик был извещен 07.12.2020.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком Общества об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке признается 07.12.2020, то есть дата, когда заказчик был извещен о вручении указанного решения подрядчику, соответственно подрядчик (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, выходных дней) в период с 08.12.2020 по 17.12.2020 имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта могло вступить в силу и контракт мог быть расторгнут 18.12.2020.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя.
В силу части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Комиссия считает, что заказчиком не соблюдены требования части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, поскольку информация, предусмотренная частью 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, направлена заказчиком в Омское УФАС России 22.07.2021(первоначально, надлежащая форма обращения о включении сведений об Общества в Реестр поступила 29.07.2021) по истечении 7 месяцев с даты расторжения контракта.
Омским УФАС России 30.07.2021 по адресу электронной почты ООО "Медоборудование", arudy@list.ru, medlto1@mail.ru, также по адресу: 117105, г. Москва, 77 проезд Нагорный, д. 10, к.2, под.4, эт.2, пом. 24, указанному в контракте, направлено заказное письмо (исх. N 03-7508 от 30.07.2021) (номер почтового идентификатора АО "Почта России" 64401051987858) с предложением о представлении в срок не позднее 04.08.2021 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений об Обществе в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 05.08.2021 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО "Медоборудование" 04.08.2021 представлены по электронной почте письменные возражения (исх. N19/33 от 03.08.2021) (с приложением информационного письма от производителя продукции (АО "Кронт-мед") от 17.04.2020, а также письма ООО "Медоборудование" N 02 от 10.07.2020 в адрес заказчика) в которых, в частности указано:
"Поставка товара должна быть осуществлена с момента заключения государственного контракта до 15.07.2020 (один этап поставки).
Из-за короновирусной инфекции COVID-l9 спрос на данную продукцию возрос в разы, поставки импортных запчастей были прекращены из-за частичного закрытия границ и завод-изготовитель не смог
обеспечить всех заказчиков своей продукцией в нужном объеме в оперативные сроки.
Ожидалось, что произойдёт стабилизация рынка в июле 2020 года, чтобы в срок и в полном объеме исполнить Государственный контракт N 15-А от 29 апреля 2020 года.
10 июля 2020 года мы направили письмо в адрес УФСИН России по Омской области о невозможности исполнить контракт в срок и в полном объеме из-за причин не зависящим от ООО "Медоборудование" и предложили расторжение Государственного контракта N 15-A от 29.04.2020 года по соглашению сторон.
ООО "Медоборудование" изыскало все возможности для частичного исполнения контракта. Частичная поставка была оперативно согласована с УФСИН России по Омской области 21.09.2020 по накладной 861 от 10.09.2020 г., была выполнена поставка товара Заказчику".
Комиссия принимает во внимание положения письма ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "О проведении закупок, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ", согласно которому, ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, является обстоятельством непреодолимой силы.
В связи с вышеуказанным, Комиссия считает, что сведения об ООО "Медоборудование" не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Медоборудование" (ИНН 7726740400, ОГРН 1147746113921, КПП 772601001)
- о директоре и учредителе общества с ограниченной ответственностью "Медоборудование" - Руди Александре Рейнгольдовиче (ИНН 771909849284)
2. Признать в действиях Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области нарушение требований части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения сведений должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Шевченко
А.В. Страхолетова
Н.М. Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 августа 2021 г. N РНП-55-101/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021