Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей:
от ООО "Комплект-Сервис": по доверенности от 24.06.2021,
от Управления Судебного департамента в Камчатском крае - представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев материалы дела N 7-3/399 по обращению Управления Судебного департамента в Камчатском крае о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об - ООО "Комплект-Сервис" (ИНН 2466198550) в связи с односторонним отказом от контракта от 03.03.2021 N 003 на оказание услуг по обслуживанию инженерно-технических средств охраны в районных (городских) судах Камчатского края, 35 гарнизонном военном суде (извещение N 0138100002721000003),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0138100002721000003 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию инженерно-технических средств охраны в районных (городских) судах Камчатского края, 35 гарнизонном военном суде размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.02.2021.
Объект закупки: оказание услуг по обслуживанию инженерно-технических средств охраны в районных (городских) судах Камчатского края, 35 гарнизонном военном суде.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 4 888 000,00 руб.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Комплект-Сервис", заключившее с заказчиком 03.03.2021 государственный контракт N 003 (реестровый номер 1410112611021000040).
В соответствии с п. 1.1 контракта Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по обслуживанию инженерно-технических средств охраны в районных (городских) судах Камчатского края, 35 гарнизонном военном суде (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется при отсутствии замечаний принять и оплатить оказанные Услуги в соответствии с требованиями Контракта.
Общий срок оказания Услуг: с даты заключения Контракта по 31.12.2021. Услуги оказываются поэтапно: этап N 1 - с даты заключения Контракта по 31.03.2021; этап N 2 - с 01.04.2021 по 30.06.2021; этап N 3 - с 01.07.2021 по 30.09.2021; этап N 4 - с 01.10.2021 по 31.12.2021.
Пунктом 3.1 контракта цена Контракта составляет 999 999 (девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 00 копеек.
Согласно п. 5.1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать Услуги в порядке, объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 5.3 государственный заказчик обязан принять оказанные Исполнителем Услуги в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Контракта (пп. 5.3.1), обеспечить доступ на Объекты персонала, доставку материалов и оборудования Исполнителя в соответствии с установленным на Объектах пропускным режимом (пп. 5.3.3).
Разделом 6 контракта предусмотрена ответственность сторон.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что в случае если одной из сторон настоящего Контракта будут допущены просрочка исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом и (или) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в иных случаи нарушения условий, предусмотренных контрактом, другая сторона настоящего Контракта вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), в размере и порядке, установленном настоящим Контрактом.
В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Контрактом предусмотрена неустойка (штраф, пени) Заказчик вправе потребовать от Исполнителя возмещения убытков в полной сумме сверх неустойки (п. 6.7 контракта).
В случае некачественного выполнения работ Заказчик вправе применить последствия, предусмотренные статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации и (или) расторгнуть Контракт в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 9.3 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта
В силу п. 9.3.1 контракта основания расторжения Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе Государственного заказчика:
- оказание услуг ненадлежащего качества, если несоответствия и (или) недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок;
- нарушение срока и объема оказания Услуг, предусмотренных Контрактом;
- Исполнитель не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или оказывает Услуги так, что окончание их оказания к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе оказания Услуг стало очевидно, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленный Контрактом срок;
- в случае, если по результатам экспертизы оказанных Услуг, в том числе по соответствующему этапу, с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключение эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки.
Все спорные вопросы и разногласия, которые могут возникнуть между Государственным заказчиком и Исполнителем в ходе исполнения Контракта, Стороны обязуются решать путём прямых переговоров, взаимных консультаций и приложат все усилия для их урегулирования (п. 10.1 контракта).
В результате изучения материалов дела 7-3/399, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 13.07.2021 и направлено Обществу.
14.07.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
15.07.2021 ООО "Комплект-Сервис" направил в адрес заказчика пояснения причин неисполнения обязательств по выполнению работ по техническому обслуживанию этапа N2 согласно контракта.
27.07.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2021 N 003 на оказание услуг по обслуживанию инженерно-технических средств охраны в районных (городских) судах Камчатского края, 35 гарнизонном военном суде.
Как следует из отзыва ООО "Комплект-Сервис" невыполнение работ по этапу N2 обусловлено следующими обстоятельствами.
Письмом от 15.07.2021 N 613 ООО "Комплект-Сервис" пояснило, что не имело возможности исполнить обязательства по контракту в связи со сложившейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также переводом сотрудников, занятых на работах по исполнению контракта на удаленный режим работы. Просит рассмотреть вопрос о возможности отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и выражает готовность понести, предусмотренную действующим законодательством и контрактом ответственность в виде штрафных санкций.
20.07.2021 заказчиком направлен ответ на письмо Общества от 15.07.2021, в котором указывают на существенное нарушение со стороны ООО "Комплект-Сервис" условий контракта и отказывают в удовлетворении заявления об отмене решения.
21.07.2021 Обществом в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому ООО "Комплект-Сервис" сообщает, что готово приступить к исполнению обязательств по контракту и просит обеспечить доступ специалисту к инженерно-техническим средствам охраны заказчика. Также просит письменно подтвердить заказчика о готовности обеспечить такой доступ.
Письмом от 22.07.2021 заказчиком отказано в доступе к инженерно-техническим средствам охраны, поскольку готовность возобновить в третьем квартале 2021 года не устраняет допущенного Обществом нарушения условий контракта во втором квартале 2021.
26.07.2021 Обществом направлено письмо в адрес заказчика с просьбой согласовать дату доступа специалиста к инженерно-техническим средствам охраны в целях исполнения обязанностей по контракту.
Согласно акту о сдаче-приемке выполненных работ N 032/2021 от 31.03.2021 ООО "Комплект-Сервис" работы по этапу N1 выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ООО "Комплект-Сервис" представлены объяснения, из которых следует, что обществом предпринимались действия для исполнения государственного контракта 03.03.2021 N 003, в том числе неоднократно просило заказчика о возможности приступить к выполнению работ путем согласования даты доступа специалиста к инженерно-техническим средствам охраны и готовности уплаты неустоек (штрафов, пеней), в размере и порядке, установленном контрактом. Также Обществом без претензий со стороны заказчика выполнены работы по этапу N1.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного неисполнения ООО "Комплект-Сервис" государственного контракта от 03.03.2021 N 003. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком Управление Судебного департамента в Камчатском крае в отношении ООО "Комплект-Сервис", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 августа 2021 г. N РНП-27-309 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - технические средства охраны - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021