Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РСК" с использованием системы видеоконференц-связи на положение документации об аукционе на приобретение комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (идентификационный номер: 829-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321000782), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22.07.2021 Заказчиком - ГБУ Псковской области "Псковавтодор" объявлен электронный аукцион на приобретение комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (идентификационный номер: 829-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321000782) (далее - Аукцион).
Извещение N0157200000321000782 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22.07.2021 11:46.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 530 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.08.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
03.08.2021 (вх. N767-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 10.08.2021 года в 17 часов 30 минут.
Журнал событий из ЕИС:
09.08.2021 14:40 (МСК) Закупка N0157200000321000782 автоматически переведена на этап "Определение поставщика завершено" в связи с размещением протокола, завершающего работу комиссии
09.08.2021 14:40 (МСК) От электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" получен протокол подведения итогов электронного аукциона.
06.08.2021 12:43 (МСК) От электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" получен протокол проведения электронного аукциона.
05.08.2021 17:14 Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе N 060/06/33-487/2021 для закупки N 0157200000321000782
05.08.2021 15:00 (МСК) Закупка N0157200000321000782 в части документа Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 27.07.2021 NИИ1 автоматически переведена на этап "Работа комиссии"
05.08.2021 15:00 (МСК) От электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" получен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
02.08.2021 17:57 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД6 положений документации по запросу ЭП N 1409864
02.08.2021 17:57 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.08.2021 NРД6"
02.08.2021 17:56 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД5 положений документации по запросу ЭП N 1409851
02.08.2021 17:56 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.08.2021 NРД5"
02.08.2021 17:55 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД4 положений документации по запросу ЭП N 1409839
02.08.2021 17:55 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.08.2021 NРД4"
28.07.2021 10:41 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД3 положений документации по запросу ЭП N 1408572
28.07.2021 10:41 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 28.07.2021 NРД3"
27.07.2021 16:37 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД2 положений документации по запросу ЭП N 1408550
27.07.2021 16:37 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.07.2021 NРД2"
27.07.2021 16:29 (МСК) Размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 27.07.2021 NИИ1"
26.07.2021 15:24 (МСК) На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" успешно передано разъяснение NРД1 положений документации по запросу ЭП N 1408093
26.07.2021 15:24 (МСК) Размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 26.07.2021 NРД1"
22.07.2021 11:46 (МСК) Закупка N0157200000321000782 автоматически переведена на этап "Подача заявок"
22.07.2021 11:46 (МСК) Размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 22.07.2021 N0157200000321000782"
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N767-з от 03.08.2021 года):
1. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N1236.
2. В техническом задании установлены избыточные и необоснованные требование к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации.
3. Указание единицы измерения абсолютной погрешности в заявке в абсолютных величинах невозможно, поскольку абсолютная погрешность должна быть установлена в тех единицах измерения, в которых измеряется сам показатель.
4. Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в силу ненадлежащим образом установленной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения вх. N1491-р от 09.08.2021 года, в материалах дела):
1. Описание объекта закупки не включает в себя выполнение работ по установке программного обеспечения в целях подключения технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, поэтому доводы жалобы об установлении запрета на допуск программного обеспечения в рамках Постановления N 1236 не состоятельны.
2. Заказчик при описании объекта закупки руководствовался как положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, так и определенными статьей 6 Закона о контрактной системе принципами стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок и действовал в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, в соответствии с нормами части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
3. Требование об указании единицы измерения абсолютной погрешности в заявке в абсолютных величинах было приведено из первоначальной редакции "ГОСТ Р 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст). При этом позднее слово "абсолютной" было исключено из текста ГОСТа соответствующей поправкой. Данное обстоятельство никак не повлияло на возможность подачи заявок тремя участниками закупки.
4. Заказчик основывался на Законе о контрактной системе и "Порядке пользования единой информационной системой в сфере закупок", утвержденным Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 г. N26н.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения вх. N1484-р от 09.08.2021 года, в материалах дела):
1. В документации о закупке отсутствует требование о поставке оборудования с программным обеспечением и/или установке программного обеспечения, включенном в реестр, предусмотренный постановлением N 1236.
2. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
3. Требование об указании единицы измерения абсолютной погрешности в заявке соответствует действующему законодательству РФ.
4. Положения пункта 2.3 "Инструкции для участников закупки" содержат прямое указание на то, что участники закупки должны указывать значения показателей в соответствии с порядком их указания, установленным Производителем или нормативными документами.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44 документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, требования документации должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
1. Комиссия установила, что Заказчик, при объявлении Аукциона не установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не разместил обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236.
Объектом спорной закупки является поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (далее - комплексы ФВФНПДД) (Код ОКПД2 26.51.64.190), а не программного обеспечения.
Пунктом 2 (1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1236) установлено, что понимается под программным обеспечением для целей применения постановления N1236.
В спорной закупке не осуществляется поставка программного обеспечения (далее - ПО) на материальном носителе и (или) на электронном виде по каналам связи, или предоставление ПО в аренду или в пользование; программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения контракта; не выполняются работы связанные с модификацией или модернизацией ПО; не оказываются услуги по сопровождению, технической поддержке, обновлению ПО.
В документации о закупке, в том числе в пункте 3.7 Технического задания, на который ссылается заявитель, отсутствует требование о поставке оборудования с ПО и/или установке ПО, включенном в реестр, предусмотренный постановлением N 1236.
Таким образом, довод жалобы о нарушении статьи 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 п. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с не установлением запрета на допуск иностранного ПО является необоснованным.
2. При проверке довода об установлении в техническом задании избыточных и необоснованных требований к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, стимулирования инноваций и эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Необходимо отметить, что потребностью заказчика является поставка комплексов ФВФНПДД, а не их производство, в связи с чем, участником закупки может выступать любое лицо, поставить товар и отвечающее требованиям документации об аукцион, а не производители такого товара.
При этом, на участие в аукционе было подано и допущено к участию в аукционе 3 (три) заявки, в аукционе приняли участие все 3 участника, снижение НМЦК составило 6,5 процента.
Таким образом, Комиссия полагает, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался как положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, так и определенными статьей 6 Закона о контрактной системе принципами стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, и действовал в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, в соответствии с нормами части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
3. При проверке довода о том, что указание единицы измерения абсолютной погрешности в заявке в абсолютных величинах невозможно, поскольку абсолютная погрешность должна быть установлена в тех единицах измерения, в которых измеряется сам показатель, Комиссия установила следующее.
В техническом задании в п.21 Заказчиком установлено, следующее требование:
"Предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств С1.1
в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч: не более 2 км/ч,
в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч: не более 2 %.
Требование к пределам допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств к комплексу без алгоритма трекинга транспортных средств, установлены с целью повышения точности определения скорости движения транспортных средств, в том числе при нарушении разрешенной скорости на конкретном участке дороги".
Вышеизложенное требование было приведено Заказчиком из первоначальной редакции "ГОСТ Р 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст).
При этом позднее слово "абсолютной" было исключено из текста ГОСТа соответствующей поправкой от 01.10.2018:
ОКС 17.080
Поправка к ГОСТ Р 57144-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования
В каком месте |
Напечатано |
Должно быть |
Пункт 5.4 Первый абзац Пункт 5.5 |
Предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должен превышать: Предел допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должен превышать |
Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать: Пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать |
(ИУС N12 2018 г.)
Данное обстоятельство никак не повлияло на возможность подачи заявок тремя участниками закупки.
Таким образом, Комиссия полагает, что данный довод, указанный в жалобе, не нарушает Закон о контрактной системе и не несет ограничение конкуренции.
4. При проверке довода о том, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в силу ненадлежащим образом установленной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, Комиссия установила следующее.
Предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки содержится в документации об аукционе, а именно в абзаце четвертом пункта 2.3 "Инструкции для участников закупки" и соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В пункте 2.3 "Инструкции для участников закупки" установлено, что при описании предлагаемого к поставке товара, значения, установленных документом "Техническое задание" показателей товара, приводятся в заявке участника закупки в соответствии с порядком указания таких значений, который определён (установлен) в открытых источниках информации непосредственно самим Производителем товара или соответствующими нормативными документами: либо в виде одного конкретного значения показателя либо в виде диапазона значений показателя. Указанный порядок не применяется в отношении фиксированных значений соответствующего показателя товара, которые установлены документом "Техническое задание" и не могут изменяться согласно установленным требованиям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения пункта 2.3 "Инструкции для участников закупки" содержат прямое указание на то, что участники закупки должны указывать значения показателей в соответствии с порядком их указания, установленным Производителем или нормативными документами.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, п.п. 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РСК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 августа 2021 г. N 060/06/33-487/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021