резолютивная часть решения объявлена 09.08.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИЗА" (далее - Общество), Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик),
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с неисполнением последним обязательств, принятых государственным контрактом N2 от 26.02.2021 года (далее - Контракт), заключенным по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0304200015621000002 "Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2)" (далее - Аукцион) с ценой контракта - 1 585 000,00 рублей, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 02 августа 2021 года поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых Контрактом, заключенным по итогам Аукциона.
Для установления факта неисполнения Обществом обязательств, принятых Контрактом, в адрес заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывались о необходимости предоставления материалов и документов по Аукциону, включая письменные пояснения причины факта неисполнения Обществом обязательств, принятых Контрактом.
Заседание Комиссии состоялось 09.08.2021 г.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении, проанализировав письменные пояснения Общества, изучив представленные Заказчиком документы, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В ходе заседания Комиссии установлено, что электронный аукцион N0304200015621000002 "Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2)" (извещение о проведении электронного аукциона - 04.02.2021 г. 21:19 ч.) был опубликован заказчиком для представителей субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 3 000 000,00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 04.02.2020 г. 21:19 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 12.02.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.02.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 12.02.2021 г. в 11:30 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, в результате рассмотрения первых частей заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 12 февраля 2021 года.
Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе).
Наиболее низкая цена контракта при проведении электронного аукциона предложена Обществом, который в последующем в силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе признан победителем, согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе от 15.02.2021 г.
На основании ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение РНП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе).
П.13 ПП N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП РФ N1078).
По итогам Аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В ч.1.1 ст.1 Контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2)" в объемах, порядке и на условиях согласно технического задания, являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять Работы и оплатить их в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Согласно ч.1.3 ст.1 Контракта предусмотрено, что сроки выполнения работ: начало работ: с даты заключения Контракта. Завершение работ: не позднее 30 июля 2021 года (включительно). Допускается досрочное выполнение работ при условии сохранения объемов и качества выполнения работ, установленных Техническим заданием, а также надлежащего исполнения иных условий Контракта.
В соответствии с условиями Контракта крайней датой исполнения обязательств является 30 июля 2021 года.
11.03.2021 г. Заказчиком в рамках исполнения Контракта в адрес Общества направило сведения о должностных лицах Заказчика ответственных за оперативное решение вопросов (исх. от 11.03.2021 г. N27-01-24/1043), а так же предложило в ответном письме представить контактные данные специалистов Общества занятных (ответственных) исполнением Контракта.
16.04.2021 г. Общество представило Заказчику ответственных должностных лиц, курирующих исполнение Контракта.
Общество в адрес Заказчика направило письмо (исх. от 09.03.2021 г. N185/ПР) с просьбой о предоставлении акта обследования и дефектной ведомости берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2).
19.03.2021 г. Заказчиком (исх. от 19.03.2021 г. N27-01-24/1180) в адрес Общества направлены акт обследования и дефектная ведомость берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2).
22.04.2021 г. Общество письмом (исх. от 22.04.2021 г. N488/ПР) уведомило Заказчика о невозможности исполнения взятых на себя обязательств по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений на р. Баксан по защите г. Тырныауза (участок реки от моста N 1 до моста N 2), в связи с сокращением основного состава сотрудников, а также с переводом на режим "удаленной работы".
26.07.2021 г. Заказчиком принято решение N1 об одностороннем отказе исполнения Контракта в связи с неисполнением Обществом обязательств в полном объеме. Принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направленно Обществу на электронную почту ( proektiza79697778327@gmail.com) указанную в Контракте 28.07.2021 г.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, ч.1 ст.307.1 Гражданского кодекса РФ к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона о контрактной системе, которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ.
Законом о контрактной системе установлено право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта (ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе) и порядок такого отказа (ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Стороны в ч.8.3 ст.8 Контракта предусмотрели, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке и в связи с односторонним отказом одной из Сторон от исполнения Контракта.
Согласно ч.8.4 ст.8 Контракта государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В п.п.14 и 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что, если в государственном (муниципальном) контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ, отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права.
Ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса РФ установлены различные основания и последствия одностороннего отказа подрядчика от договора.
Ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе устанавливают специальную процедуру отказа от контракта и иным образом, по сравнению с общими положениями Гражданского кодекса РФ, определяют момент, в который отказ заказчика от договора считается состоявшимся.
Таким образом, положения ст.ст.715 и 717 Гражданского кодекса РФ о праве подрядчика на односторонний отказ от договора подряда в отношении государственного (муниципального) контракта должны применяться с учетом оснований отказа и последствий такого отказа. При этом процедура отказа от контракта должна соответствовать ч.12 и 13 ст.95 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ввиду того, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.06.2021 г. направленно Обществу по электронной почте 28.07.2021 г., Комиссией не представляется возможным сделать однозначный вывод, о дате получения Обществом указанного решения, а также о дате вступления в силу решения (решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95).
Тем самым Заказчик предоставил обращение о включении информации об Обществе в РНП до даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и до даты, с которой контракт считается расторгнутым.
Более того, в силу ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из ст.104 Закона о контрактной системе РНП, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
С другой стороны, РНП служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере осуществления закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.2 ст.10, п.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ). Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке. Установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден и при прекращении договора в случае одностороннего отказа стороны от договора (его расторжении).
Согласно п.п. "а" п.15 ПП N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, ПП N1078, Правил, Комиссия,
Решила:
1.В обращении Заказчика о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТИЗА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 августа 2021 г. N 007/06/104-870/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021