Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 09.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Симский городской Дворец культуры" (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "ПРОСК" (далее - ООО "ПРОСК", Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: муниципальное казенное учреждение "Симский городской Дворец культуры" по адресу: Челябинская область, Ашинский район, город Сим, улица Кирова, дом 1 (извещение N0369300244921000001) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "ПРОСК", его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- директора Муниципального казенного учреждения "Симский городской Дворец культуры" Сулимова С.Г.;
- представителя заказчика Исаева С.А., действующего на основании доверенности от 04.08.2021;
- представителя ООО "ПРОСК" Мозжухина И.С., действующего на основании доверенности от 29.06.2021;
- генерального директора ООО "ПРОСК" Беспалова Е.В., действующего на основании решения единственного учредителя N 1 от 23.07.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 30.07.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ПРОСК", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 28.01.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 519 500,00 рублей.
Контракт N0369300244921000001 от 16.02.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.07.2021.
Исходя из обращения заказчика, ООО "ПРОСК" не выполняло работы по контракту, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 10.4, 10.5 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 05.02.2021, победителем аукциона стало ООО "ПРОСК" с предложением о цене контракта 12 456 902,50 рублей.
Контракт N 0369300244921000001 заключен между заказчиком и ООО "ПРОСК" 16.02.2021.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется в обусловленный контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства: муниципальное казенное учреждение "Симский городской Дворец культуры" по адресу: Челябинская область, Ашинский район, город Сим, улица Кирова, дом 1 в соответствии с локальными сметами (приложение N1 к контракту), ведомостями объемов работ (приложение N1.1), чертежами (приложение N1.2) к контракту, положительным заключением экспертизы (приложение N3 к контракту), а заказчик обязуется принять результаты работ и произвести оплату выполненных работ в обусловленный контрактом срок.
В силу пункта 5.1 контракта выполнение работ подрядчиком осуществляется с момента заключения контракта по 15 августа 2021 г., по адресу: Челябинская область, Ашинский район, город Сим, Кирова, д. 1.
Исходя из пояснений ООО "ПРОСК", Обществом выполнены работы по контракту в объеме около 10%.
Согласно материалам дела ООО "ПРОСК" в адрес заказчика направлено уведомление о приостановке работ (исх. от 15.04.2021 N 027), содержащее предложение о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с тем, что Обществом выявлено существенное расхождение объемов работ в ПСД с фактическими обмерами; критическое несоответствие видов и объемов работ в техническом задании и ПСД; наличие большого количества трещин на фасадах здания, о которых не указано в техническом задании и проектной документации.
Заказчиком в письме от 22.04.2021 N 65 указано на безосновательность приостановки работ и отказ на предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.
В письмах от 28.04.2021 N 78, от 29.04.2021 N 80, от 11.05.2021 N 88 заказчиком указано на обязанность подрядчика незамедлительно приступить к выполнению работ по капитальному ремонту кровли.
Следует отметить, что согласно имеющемуся в материалах дела протоколу выездного совещания (от 12.05.2021), на котором рассматривался вопрос приостановления капитального ремонта здания Симского городского Дворца культуры в связи с невозможностью выполнения работ подрядчиком и вопрос расторжения контракта, было постановлено техническому надзору (МКУ "Заказчик по капитальному строительству") осуществить приемку выполненных подрядчиком работ, заказчику работ обеспечить подготовку соглашения о расторжении и оформить для этого необходимую документацию.
При этом, согласно материалам дела заказчиком 06.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением подрядчиком работ по контракту.
Указанное решение размещено заказчиком 07.07.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Данный документ направлен ООО "ПРОСК" 06.07.2021 заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 06.07.2021 по электронной почте.
По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (15.07.2021) заказчиком 27.07.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N3740100188621000007) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Следует отметить, что ООО "ПРОСК" в соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.5 контракта, до начала процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, принято и направлено в адрес МКУ "Симский городской Дворец культуры" решение от 24.06.2021 о расторжении контракта в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления выполнения работ по контракту, заказчиком не устранены.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Подрядчиком совершались действия, направленные на выполнение работ по капитальному ремонту. Указанный факт не оспаривается представителями заказчика.
В материалах дела содержится решение ООО "ПРОСК" о расторжении контракта в одностороннем порядке, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии у Общества оснований для принятия такого решения.
Более того, исходя из акта N 2 от 09.04.2021 по проведению осмотра на объекте, комиссией заказчика была установлена необходимость осуществления непредусмотренных дополнительных строительных мероприятий (обрешетка, недостающий профлист на покрытие кровли и листовое железо на дополнительные элементы крыши), что могло повлиять на процесс исполнения контракта.
Как следует из документов, имеющихся в материалах дела (письмо технического надзора МКУ "Заказчик по капитальному строительству" N 105 от 22.04.2021), и не оспаривается представителями МКУ "Симский городской дворец культуры", заказчиком производилась корректировка сметной документации, что также могло повлиять на процесс исполнения контракта.
В данном случае, Комиссия не обладает сведениями, позволяющими сделать однозначный вывод о недобросовестности ООО "ПРОСК".
С учетом совокупности всех указанных обстоятельств, антимонопольному органу невозможно сделать вывод о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным казенным учреждением "Симский городской Дворец культуры" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПРОСК" (454108, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Барбюса, д. 1, кв. 19, ИНН/КПП 7449131393/ 744901001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 августа 2021 г. N 074/06/104-2001/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021