Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Широковой О.В., заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Индивидуального представителя Исайковой Ирины Евгеньевны (далее - Исполнитель, ИП Исайкова И.Е., предприниматель):
- Николаевой Алены Борисовны, на основании доверенности б/н от 12.08.2021;
в отсутствии заказчика - Администрации муниципального образования города Саяногорск (далее - Заказчик, Администрация), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение заказчика - Администрации муниципального образования города Саяногорск о включении сведений в отношении ИП Исайковой И.Е. в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с уклонением предпринимателя от заключения муниципального контракта на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации на оборудование помещений здания Администрации г. Саяногорска автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации людей при пожаре (закупка N 0180300005821000038), в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 06.08.2021 (с дополнением от 10.08.2021 года) поступило обращение заказчика - Администрации о включении сведений в отношении ИП Исайковой И.Е. в РНП в связи с ее уклонением от заключения муниципального контракта на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации на оборудование помещений здания Администрации г. Саяногорска автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации людей при пожаре (закупка N 0180300005821000038).
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ИП Исайковой И.Е. в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила), заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Широковой О.В. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной муниципальным заказчиком - Администрацией о включении сведений в отношении ИП Исайковой И.Е. в РНП.
В связи с этим, были направлены соответствующие уведомления в адрес Заказчика и Исполнителя. Также у Исполнителя запрошены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта с их обоснованием.
До заседания комиссии от Индивидуального предпринимателя в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения.
Заказчиком в адрес антимонопольного управления направлены письменные пояснения, в которых указано, что Администрация не настаивает на включении сведений в отношении Предпринимателя в РНП, а также сообщает, что представители Заказчика на рассмотрении дела присутствовать не будут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев все представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении, проведя внеплановую проверку размещения данной закупки, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
15.07.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена информация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации на оборудование помещений здания Администрации г. Саяногорска автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации людей при пожаре (закупка N 0180300005821000038).
Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 28.07.2021 N0180300005821000038-1, победителем признан ИП Исайкова И.Е. с ценовым предложением 47 832, 00 руб.
Согласно информации с ЕИС в разделе "Процедура заключения контракта N 01803000058210000380001" при заключении контракта осуществлены следующие действия:
Дата и время события |
Событие |
30.07.2021 02:01 (МСК-3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 30.07.2021 |
30.07.2021 02:01 (МСК-3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 30.07.2021 |
30.07.2021 02:01 (МСК-3) |
Процедура заключения контракта N 01803000058210000380001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
04.08.2021 21:03 (МСК-3) |
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 05.08.2021 |
05.08.2021 07:06 (МСК-3) |
Процедура заключения контракта N 01803000058210000380001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
05.08.2021 07:06 (МСК-3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 05.08.2021 |
05.08.2021 07:06 (МСК-3) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 05.08.2021 |
Установлено, что 05.08.2021 года Заказчиком составлен и размещен в ЕИС протокол признания участника - ИП Исайковой И.Е. уклонившимся от заключения контракта, в котором указано, что основанием для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта послужило невыполнение участником закупки требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Информация об отмене процедуры заключения контракта Заказчиком размещена в ЕИС 05.08.2021 года.
Таким образом, победитель электронного аукциона - ИП Исайкова И.Е. не исполнила требования, предусмотренные частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, согласно которой Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
В связи с чем, Заказчиком принято правомерно решение о признании Подрядчика уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от подписания контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
Вместе с тем, из пояснений ИП Исайковой И.Е. следует, что у Предпринимателя не было умысла на уклонение от исполнения контракта, а не подписание контракта в установленный срок вызвано тем, что произошла поломка ноутбука, на котором было установлено программное обеспечение необходимое для подписания проекта контракта. Были предприняты меры для ремонта ноутбука, устранить не исправность смогли только 06.08.2021, тогда как крайний день для подписания контракта был 04.08.2021. Также ИП Исайкова И.Е. сообщает, что в день признания ее победителем, в адрес Заказчика по электронной почте было направлено письмо с информацией по исполненным контрактам из реестра контрактов в ЕИС, анкетой участника, уведомлением по УСН. Кроме того, были запрошены планы БТИ, необходимые для разработки проекта, что свидетельствует о намерении исполнить контракт.
В связи с тем, что на момент получения исправного ноутбука на электронной площадке отсутствовала возможность подписать контракт, ИП Исайкова И.Е. направила подписанный контракт по Почте России.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев в полном объеме представленные документы, пояснения сторон и оценивая в совокупности все представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ИП Исайковой И.Е. в РНП, в виду следующего:
1. Контракт своевременно не подписан в связи с поломкой ноутбука на котором было установлено программное обеспечение необходимое для подписания проекта контракта. В материалы дела представлены: договор N103 от 03.08.2021 на оказание услуг по бытовому обслуживанию (ноутбука Acer), акт сдачи оборудования на ремонт от 03.08.2021, акт N 53 с наименованием выполненных работ, счет на оплату N51, платежное поручение N274 об оплате счета N51.
2. 05.08.2021 ИП Исайкова И.Е. посредством электронной почты оповестил Заказчика о неумышленном и ненамеренном пропуске регламентированного срока на подписание муниципального контракта. В материалы дела представлена копия письма.
3. Объективная возможность исполнить контракт у Предпринимателя была и по настоящее время он заинтересован в исполнении Контракта, что подтверждается перепиской с Заказчиком после признания ИП Исайковой И.Е. победителем, в которой Исполнителем запрашиваются планы БТИ проектируемых помещений.
4. Согласно информации с ЕИС, в реестре контрактов, заключенных заказчиками с ИП Исайковой И.Е., числится 99 контрактов. Указанное свидетельствует о том, что ИП Исайкова И.Е. является постоянным участником в сфере закупок, надлежащим образом исполняющим принятые на себя обязательства по государственным и муниципальным контрактам.
5. Подписанный контракт по истечению регламентированного срока на подписание контракта, все же был направлен в адрес заказчика по почте России, что подтверждается копией чека от 06.08.2021 с описью.
Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России должным образом была дана оценка совершенных действий ИП Исайковой И.Е. на предмет добросовестности и установлено, что у ИП Исайковой И.Е. отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта, а также не установлено умышленных, недобросовестных действий со стороны ИП Исайковой И.Е.
Включение ИП Исайковой И.Е. в реестр недобросовестных поставщиков в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
1. Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Однако, Заказчиком обязательное условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено.
В действиях Заказчика, допустившего указанные нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Частью 3 статьи 65 Закона контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что Заказчиком в ЕИС размещен документ формата Word с следующим содержанием: "Площадь объектов: 1. Гараж - 318,3 м2; 2. Здание Администрации - 4649,5м2".
Таким образом, Заказчик нарушил часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в виду размещения в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе от 21.07.2021 N РД1 без указания предмета запроса.
В действиях Заказчика, допустившего указанные нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 83.2, частей 3, 4, 5 статьи 96, части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком Администрацией муниципального образования города Саяногорск в отношении ИП Исайковой И.Е. (место нахождения: 660127, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Мате Залки, 37-241; ИНН 246311644271, ОГРН: 312246807500152) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 13 статьи 34, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлияло на определение поставщика.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Резолютивная часть решения объявлена: 16.08.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: 19.08.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая информацию в отношении ИП Исайковой И.Е. (место нахождения: 660127, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Мате Залки, 37-241; ИНН 246311644271, ОГРН: 312246807500152)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
05.08.2021 |
10.08.2021 |
10.08.2021 |
0 |
10.08.2021 |
17.08.2021 |
16.08.2021 |
0 |
19.08.2021 |
19.08.2021 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
О.В. Широкова |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
А.В. Лунёва О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 августа 2021 г. N 19-21-84
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021