Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 16.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СУ-33", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0269100000221000006 на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения УПФР в Металлургическом районе города Челябинска по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, 1, пом. 1 (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Юрковой К.В., действующего на основании доверенности от 06.07.2021,
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Фастовца С.П., действующего на основании доверенности от 05.07.2021,
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Пыховой Л.И., действующего на основании доверенности от 05.07.2021,
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Калмыковой М.А., действующего на основании доверенности от 06.07.2021,
- представителя ООО "СУ-33" Поповой О.И., действующего на основании доверенности от 25.06.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СУ-33".
Согласно представленным документам 28.01.2021 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 489 800,00 рублей.
Решением от 02.06.2021 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Представитель общества на заседании Комиссии представил письменные пояснения и документы и пояснил, что выполнение работ в сроки, предусмотренные контрактом, не представлялось возможным, так как в ходе осмотра помещений заказчика установлено, что работы, предусмотренные сметной документацией, не соответствуют фактическим объемам работ, в связи с чем общество приостановило исполнение контракта. На основании изложенного, общество не может быть признано недобросовестным подрядчиком.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 02.06.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 04.06.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Энтузиастов д. 12, пом. 432, оф. 426, 03.06.2021 - по электронной почте: cy33174@mail.ru и 03.06.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из почтового уведомления подтверждение о вручении подрядчику указанного решения получено заказчиком 18.06.2021. С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 29.06.2021 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 30.06.2021, то есть в трехдневный срок с даты расторжения контракта, что соответствует части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 01.03.2021 заключен контракт N 47 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями, размещенными в единой информационной системе.
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения УПФР в Металлургическом районе города Челябинска по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, 1, пом. 1, объем которых определен в проектной документации и календарном плане, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 4.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - в течение 2-х дней с даты заключения контракта по 14.06.2021, в соответствии с календарным планом (Приложение N 2 к контракту).
При этом, в соответствии с календарным планом заказчиком выделены следующие этапы выполнения работ:
комплекс работ по ремонту помещений (1 этаж) |
Не позднее 2-х дней с даты заключения контракта по 14.06.2021 |
комплекс электромонтажных работ (смена осветительных приборов, розеток, выключателей) (1 этаж) |
15.03.2021 - 31.05.2021 |
комплекс работ по замене деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ, герметизации существующих оконных блоков ПВХ (1-2 этажи) |
22.03.2021 - 30.04.2021 |
комплекс работ по ремонту и оборудованию санитарного узла для маломобильных групп населения (1 этаж) |
06.05.2021 - 28.05.2021 |
комплекс сантехнических работ (смена сантехнических приборов (с/у), выборочный ремонт системы отопления) (подвал, 1 этаж) |
26.04.2021 - 21.05.2021 |
прочие работы |
15.03.2021 - 14.06.2021 |
Как следует из договорной переписки, представленной заказчиком и обществом, ООО "СУ-33" 11.03.2021 (исх. N 011), 22.03.2021 (исх. N 16) направляло в адрес заказчика письма о наличии скрытых и дополнительных работ, которые выявлены в ходе осмотра помещений заказчика, в том числе сметной документацией не предусмотрены демонтажные работы трубопроводной арматуры, электротехнических устройств, демонтаж фанеры и другие работы, необходимые для качественного исполнения обязательств. Кроме того, подрядчик в письме от 22.03.2021 указал, что в сметной документации предусмотрен объем демонтируемых перегородок не соответствующий фактическому объему работ, а также не предусмотрены работы по демонтажу керамической плитки, очистке стен от набела в отдельных кабинетах ремонтируемого помещения.
На указанные обращения заказчик направил письмо от 22.03.2021 (исх. N 28/2555) и указал, что ряд работ, предусмотренных сметной документацией, необходимо изменить и исключить, а именно: поз 219, 220 локальной сметы (работы по монтажу трубопроводов) исключить, работы по монтажу кабелей и электротехнических устройств, а также предусмотреть работы по покрытию пола плиткой, демонтаж фанеры и устройство цементной стяжки, устройство плинтусов, работы по устройству и разборке лесов, работы по заполнению швов шнуром из вспененного полиэтилена. В связи с чем заказчик неоднократно предоставлял новую сметную документацию и конструктивные решения по окнам для согласования обществу (22.03.2021, 25.03.2021, 02.04.2021, 30.03.2021).
Вместе с тем, из переписки в части согласования новой сметной документации следует, что стороны не пришли к обоюдному согласию по изменению объемов и видов работ, предусмотренных контрактом, при этом общество не согласилось со стоимостью работ, предложенной заказчиком, в связи с чем направило заказчику соглашение о расторжении контракта (письмо от 07.04.2021 исх. N 025).
В письмах от 08.04.2021 (исх. N 28/3227), от 20.04.2021 (исх. N 28/3553), от 06.05.2021 (исх. N 28/4069) заказчик указывал на необходимость продолжения выполнения работ в соответствии с календарным планом.
Вместе с тем, 30.04.2021 (вх. N 2422-О) общество сообщило заказчику о приостановке выполнения работ ввиду того, что сметная документация, являющаяся приложением к контракту, содержит не соответствующий фактическому объем работ.
Так, 02.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что общество не приступило к выполнению работ по контракту.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Как следует из обстоятельств, установленных по делу, общество не преступило к выполнению работ по причине выявления недостатков сметной документации, что не отрицается ни одной из сторон, в связи с чем работы были приостановлены в силу части 1 статьи 716 ГК РФ о чем заказчик уведомлен письмом от 30.04.2021 (вх. N 2422-О).
Следует отметить, что изменение условий контракта в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе возможно только по соглашению сторон, при этом недостижение указанного соглашения не свидетельствует об обязанности подрядчика выполнять работы на условиях измененной сметной документации, предложенной заказчиком.
При этом, из письма заказчика от 08.04.2021 (исх. N 28/3227) следует, что подрядчик приступил к демонтажным работам, кроме того, к письму общества от 07.04.2021 (исх. N 025) представлен акт выполненных работ, из которого следует, что работы выполнены по поз. 37, 129, 136, 173, 190, 224, 225 локальной сметы.
Так, общество осуществило действия, направленные на исполнение контракта, а именно приступило к выполнению работ, выявило недостатки сметной документации, а также предпринимало меры, направленные на урегулирование разногласий в ходе согласования сметной документации, что свидетельствует о намерении и воли общества, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "СУ-33", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, в отношении ООО ООО "СУ-33" (ИНН 7449078319), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Ливончик В.А.
Члены Комиссии: Фадеева Н.В.
Кокшарова И.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 августа 2021 г. N 074/06/104-1788/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2021