Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "ТСС" (далее - Заявитель) на действия АО "Конструкторское бюро Химавтоматики" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельностина выполнение работ и поставки оборудования по объекту "Создание централизованного производства шар-баллонов для изделий ракетно-космической техники" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0431100000121000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в документации об Аукционе отсутствует условие о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ;
2) в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе не установлен объем поставляемых расходных материалов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.08.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 06.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 788 666 950,84 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.08.2021;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 16.08.2021;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
7) победителем Аукциона признано АО "Авиационная промышленность" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 708 176 937,22 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе отсутствует условие о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
С учетом изложенного, в случае, если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Из жалобы Заявителя следует, что в рамках исполнения контракта необходимо поставить вакуумную печь ПВВ-1300, производитель - ПАО "Электромеханика"; ультразвуковой дефектоскоп "УСД-60", производитель - ООО НПЦ "Корпус-ПО"; видеоэндоскоп ВД46Ф-150, производитель - АО "Интек" (перечень примеров, указанных в решении, не является исчерпывающим).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит условие о возможности использования эквивалентного товара при выполнении работ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе не установлен объем поставляемых расходных материалов.
На заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе в рамках выполнения работ по объекту "Создание централизованного производства шар-баллонов для изделий ракетно-космической техники" предусмотрена поставка запасных частей, расходных материалов и принадлежностей.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком не установлен объем поставляемых расходных материалов для комплекта хомутов на разъемах DN16/20, DN40/45 (стальные), комплекта фильтров на подводящих магистралях, комплекта резиновых уплотнений на всех разъемах стенда, комплекта рукавов высокого давления (перечень примеров, указанных в решении, не является исчерпывающим).
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что пунктом 7 технического задания документации об Аукционе установлено количество поставляемых комплектов для всех запасных частей, расходных материалов и принадлежностей. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что комплектность запчастей определяется заводом изготовителем.
При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616) устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 Постановления Правительства N 616, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства N 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. При этом, в связи с разрешениями на приобретение импортного оборудования, выданными Минпромторгом России, указанный запрет не применяется в отношении следующих товаров: таль электрическая 0,5 т; видеоэндоскоп ВД46Ф-150; стенд для гидравлических испытаний; ультразвуковой дефектоскоп УСД-60; вакуумный сушильный шкаф СНВС-10.10.12/3.0-И-2; рентгеновский аппарат iXRS-320; ультразвуковой толщиномер для прецезионных измерений CL-5 Basiс.
Пунктом 19.2 документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить в составе второй части заявки на участие в Аукционе. При этом пунктом 19.2.7 документации об Аукционе установлено, что документами, подтверждающими выполнение работ участником закупки - не иностранным лицом (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза) являются учредительные документы такого участника закупки.
Вместе с тем указанным пунктом документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции в соответствии с требованием Постановления Правительства N 616.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании требования к составу второй части заявки на участии в Аукционе, Заказчиком допущена техническая ошибка, в связи с чем не установлено требование о предоставлении выписки из реестра российской промышленной продукции в соответствии с требованием Постановления Правительства N 616.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСС" обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе условия о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.08.2021 по делу N 17/06/105-949/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 августа 2021 г. N 17/06/105-949/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021