Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский наркологический диспансер" (далее - ГБУЗ РК "КРНД") от 17.08.2021 N1 (вх. N3619 от 17.08.2021) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об акционерном обществе "Органика" (далее - АО "Органика") в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.06.2021 N ЭА-038 (реестровый номер 2110148731121000050) на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (диазепам), извещение N0307200020521000036 (далее - договор, закупка, обращение),
при участии:
- <_>;
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. АО "Органика", ГБУЗ РК "КРНД" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены.
Обращение рассмотрено в присутствии сторон с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, заслушав представителей АО "Органика", ГБУЗ РК "КРНД", пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частями 4, 8 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
2.2. 15.06.2021 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.06.2021 N0307200020521000036-3 между заказчиком - ГБУЗ РК "КРНД" и поставщиком - АО "Органика" был заключен контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (диазепам) (далее - контракт).
По пунктам 1.1 - 1.3 контракта: "В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения: диазепам (код ОКПД2 - 21.20.10.235) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
Заказчик осуществляет получение Товара у Поставщика по адресу: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 3, с соблюдением Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации N 449 "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов" в рабочие дни с 8.00 до 12.00 часов".
По пункту 2.2 контракта цена контракта составляет 75 536 (семьдесят пять тысяч пятьсот тридцать шесть) руб. 50 коп. (в том числе НДС 6 866 (шесть тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 95 копеек.
Согласно пп. 3.1.1-3.1.3 пункта 3.1 контракта поставщик обязуется в том числе:
- поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- предоставлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта;
- незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Порядок поставки определен в разделе 5 контракта.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место получения на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту.
Поставщик за 3 дней до осуществления поставки Товара в Место получения направляет Заказчику (Получателю) уведомление о времени доставки Товара в Место получения.
При поставке Товара Поставщик представляет Заказчику следующие документы:
а) копию(ии) регистрационного(ых) удостоверения(ий) лекарственного(ых) препарата(ов), выданного(ых) уполномоченным органом;
б) протокол согласования цен поставки Товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленный по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации (при поставке товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);
в) товарную накладную, составленную по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) Акт приема-передачи Товара по Контракту (этапу) (приложение N 5 к Контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика).
д) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями).
Фактической датой поставки Товара считается дата, указанная в Акте приема-передачи Товара по Контракту (этапу) (приложение N 5 к Контракту) или в случае, предусмотренном в пункте 6.7 Контракта, дата, указанная в структурированном документе о приемке.
В приложении N3 к контракту определен календарный план поставки, согласно которому поставка товара осуществляется в 6 этапов в количестве 1000 ампул. Первая партия поставляется в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора, остальные партии - в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки от заказчика.
Согласно пункту 12.1 контракта контракт вступает в силу с момента подписания Контракта и действует до 31 декабря 2021 г., а в части осуществления расчетов по Контракту и ответственности Сторон, предусмотренной разделом 11 Контракта, - до полного исполнения Сторонами взаимных обязательств.
В силу пункта 12.3 контракта - контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.1. 19.07.2021 ГБУЗ РК "КРНД" было принято решение N01-13/1123 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.07.2021 указанное было размещено заказчиком в ЕИС, а также направлено по почте письмом с уведомлением о вручении.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено АО "Органика" 27.07.2021. Указанное уведомление вернулось в адрес заказчика - 03.08.2021.
Следовательно, 03.08.2021 - дата надлежащего уведомление АО "Органика" о принятом решении.
Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение от 19.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора вступило в законную силу 14.08.2021.
Заказчиком в обращении в адрес Коми УФАС России указано, что дата расторжения договора - 16.08.2021, однако ошибка в расчете даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта никак не повлияла на правовое положение АО "Органика".
Следовательно, заказчиком - ГБУЗ РК "КРНД" порядок расторжения контракта, установленный частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, соблюден.
По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено.
4. В решении от 19.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта ГБУЗ РК "КРНД" указано следующее.
Согласно пункту 3.1.1 контракта поставщик обязан поставить товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком в место получения на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в сроки, определенные календарным планом (приложение N4 к контракту).
В указанном календарном плане установлено, что первую партию товара в количестве 1000 ампул поставщик должен поставить в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта.
Как указал заказчик, на момент рассмотрения обращения товар АО "Органика" не поставлен, фактически обязательства не исполнены.
17.06.2021 ГБУЗ РК "КРНД" в адрес АО "Органика" по электронной почте, указанной в контракте, направило заявку на поставку товара.
АО "Органика" 30.06.2021 по электронной почте ответило заказчику, что поставка лекарственного препарата по контракту временно приостановлена в связи с ожиданием АО "Органика" ответа от Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности ответа о возможности прямой поставки препарата, являющегося предметом закупки.
Дополнительно, заказчиком в Коми УФАС России письмом б/ б/н (вх. от 23.08.2021 N4373-э) представлена информация о наличии негативных последствий для ГБУЗ РК "КРНД" в результате бездействия АО "Органика" в виде неисполнения контракта.
ГБУЗ РК "КРНД" ввиду неисполнения АО "Органика" обязательств по контракту было вынуждено в срочном порядке заключить договор на поставку лекарственного препарата "Диазепам" за счет средств от приносящей доход деятельности, в то время как на обеспечение данным лекарственным препаратом до учреждения доводятся денежные средства в рамках государственного задания за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Срочность закупки обусловлена недопущением нарушения Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", а также Клинических рекомендаций по профилю психиатрия-наркология, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4.1. АО "Органика" в письменных объяснениях от 20.08.2021 N34-20-08 (вх. от 20.08.2021 N4328-э), а также представителем АО "Органика" на заседании Комиссии Коми УФАС России было указано следующее.
Факт неисполнения условий контракта АО "Органика" не оспаривает, однако указывает, что неисполнение обязательств по контракту вызвано объективными причинами, умысел и недобросовестность в поведении АО "Органика" отсутствуют.
АО "Органика" как один из трех производителей лекарственного препарата под МНН "Диазепам" подало заявку на участие в электронном аукционе, заявка АО "Органика" была признана соответствующей установленным документацией об электронном аукционе требованиям и 15.06.2021 был заключен контракт.
17.06.2021 АО "Органика" была получена заявка от ГБУЗ РК "КРНД" на поставку первой партии лекарственного препарата.
Как было указано на заседании Комиссии Коми УФАС России представителем АО "Органика" - АО "Органика" состоит из нескольких структурных подразделений, одно подразделение занималось в том числе заключением контракта, другое занимается непосредственно поставкой препарата.
Отгрузка товара в адрес ГБУЗ РК "КРНД" была приостановлена заместителем генерального директора по режиму безопасности в связи с тем, что заказчик - ГБУЗ РК "КРНД" отсутствует в плане распределения препарата "Диазепам" на 2021 год.
В свою очередь поставка товара в адрес юридического лица, не указанного в плане распределения, может повлечь за собой административную ответственность для АО "Органика", предусмотренную частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указало АО "Органика" в своих письменных пояснениях порядок распределения, отпуска и реализации психотропных веществ установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N558 "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров" (вместе с "Правилами распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров") (далее - Постановление Правительства РФ N558).
В пункте 18 Постановления Правительства РФ установлено, что реализация произведенных, изготовленных, переработанных и (или) ввезенных на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами, указанными в пункте 10 настоящих Правил, уполномоченным организациям в соответствии с утвержденным планом распределения.
В плане распределения препарата "Диазепам" на 2021 год под N35 указано только одно юридическое лицо - уполномоченное на получение данного препарата на территории Республики Коми, заказчик - ГБУЗ РК "КРНД" в данном плане отсутствует.
АО "Органика" также был направлен запрос в Минпромторг России по вопросу возможности поставки товара в адрес юридического лица, отсутствующего в плане распределения лекарственного препарата на 2021 год.
В письме от 21.07.2021 N61177/19 Минпромторг России указал, что реализация АО "Органика" психотропных веществ напрямую юридическим лицам, а не уполномоченным организациям согласно плану распределения, является неправомерной.
Также АО "Органика" указало, что включение сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков может сказаться на устойчивом снабжении регионов РФ психотропными лекарственными препаратами ("Диазепам", "Нозепам", "Нитразепам" и т.д.).
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Из материалов обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что неисполнение условий контракта АО "Органика" обусловлено положениями законодательства Российской Федерации и установленными ограничениями.
Как указано в письменных пояснениях АО "Органика", менеджеры отдела бюджетных поставок при участии в аукционе не оценили должным образом вышеуказанные обстоятельства о запрете поставки лекарственного препарата напрямую юридическому лицу, не включённому в план распределения препарата "Диазепам" на 2021 год.
В действиях АО "Органика" отсутствует умысел, АО "Органика" является одним из производителей лекарственного препарата с МНН "Диазепам", указанный лекарственный препарат имеется в наличии у поставщика, однако в силу требований Постановления Правительства РФ N558 и плана распределения препарата на 2021 осуществить поставку не представилось возможным.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях АО "Органика" при исполнении контракта признаков умышленного недобросовестного поведения, направленного на неисполнение обязательств по контракту.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Отказать ГБУЗ РК "КРНД" во включении информации об акционерном обществе "Органика" (адрес регистрации юр. лица: 654034, Кемеровская область - Кузбасс область, г. Новокузнецк, Кузнецкое (Кузнецкий р-н) шоссе, 3; ИНН: 4221000630; генеральный директор: Лянгус Андрей Петрович) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика при расторжении договора в действиях ГБУЗ РК "КРНД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 24 августа 2021 г. N РНП-11-148
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021