Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - ГУ "КРОД") от 17.08.2021 N 3046 (вх. от 18.08.2021 N 3633), касающееся рассмотрения вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 0307200030621000756 от 01.06.2021 (реестровый номер 2110148715021000289), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер"", извещение N 0307200030621000756 (далее - договор, электронный аукцион, закупка, обращение),
при участии:
<__..> - представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 20.08.2021,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГУ "КРОД" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГУ "КРОД", ООО "Партнер" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ООО "Партнер" не препятствует рассмотрению обращения, проведению внеплановой проверки.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГУ "КРОД".
Объект закупки: Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена договора - 2 609 084,35 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения:
- за счет средств ОМС;
- за счёт средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- за счет средств субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 27.04.2021.
По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.05.2021 N 0307200030621000756-3 победителем закупки определено ООО "Партнер".
По результатам осуществления закупки между ГУ "КРОД" (заказчик) и ООО "Партнер" (поставщик) 01.06.2021 заключен договор.
По пунктам 1.1, 1.3 раздела 1 договора: "В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу:
- Государственное учреждение "Коми республиканский онкологический диспансер", 167904, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, Нювчимское шоссе, д. 46, тел./факс (8212) 23-59-96 / 23-62-98. (далее - Место доставки)".
Согласно пункту 2.2 раздела 2 договора: "Цена Договора составляет 1557961.89 руб. (Один миллион пятьсот пятьдесят семь тысяч девятьсот шестьдесят один рубль) 89 коп. (НДС не облагается).
Сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Договора, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком".
По подпункту 3.1.1. пункта 3.1. раздела 3 договора: "Поставщик обязан:
поставить Товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки".
Пунктом 5.1 раздела 5 договора определен порядок поставки товара: "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Договора, в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком.
Поставщик за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о дате и времени доставки Товара в Место доставки".
В соответствии с пунктами 11.1, 11.3, 11.4 раздела 11 договора: "Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2021 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами всех своих обязательств.
Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что ООО "Партнер" обязательства по договору не выполнило.
ГУ "КРОД" в соответствии с пунктом 5 договора в адрес ООО "Партнер" направлена заявка от 01.06.2021 N 307 посредством почтовой связи заказным письмом с простым уведомлением, в которой заказчик просил отгрузить товар в полном объеме (заявка ООО "Партнер" получена 10.06.2021).
В связи с тем, что ООО "Партнер" товар не был поставлен, ГУ "КРОД" была направлена повторная заявка от 21.06.2021 N 365 посредством почтовой связи заказным письмом с простым уведомлением, в которой заказчик также просил отгрузить товар в полном объеме (заявка ООО "Партнер" получена 29.06.2021).
В связи с неисполнением ООО "Партнер" заявки от 01.06.2021 N 307, ГУ "КРОД" 22.06.2021 направило в адрес ООО "Партнер" претензию от 21.06.2021 N 2331, в которой указало о нарушении поставщиком сроков поставки по договору, о необходимости незамедлительной поставки товара, о намерении в случае непоставки товара отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке (указанная претензия получена ООО "Партнер" 29.06.2021).
ООО "Партнер" не выполнило обязательства по поставке расходных материалов для операционного блока ГУ "КРОД", что является существенным нарушением условий договора. В связи с чем заказчиком - ГУ "КРОД" 26.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Согласно материалам обращения, решение от 26.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора было направлено 26.07.2021 в адрес ООО "Партнер" службой доставки ООО "Экспресс" (28.07.2021 и 29.07.2021 ООО "Экспресс" предпринимало попытки доставить письмо, однако доставить не удалось в связи тем, что по указанному адресу офис закрыт, телефон не отвечает) и посредством электронной почты.
Решение от 26.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено на официальном сайте 26.07.2021.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления ООО "Партнер" об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора, регламентированный в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, ГУ "КРОД" соблюден.
С учетом требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Партнер" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения договора надлежит считать дату получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления - 29.07.2021 (дата получения заказчиком уведомления ООО "Экспресс" об отсутствии ООО "Партнер" по адресу, указанному в договоре).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и дата расторжения договора - 10.08.2021.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Партнер", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара на условиях закупки, более того, при участии в электронном аукционе снизило начальную (максимальную) цену с 2 609 084,35 рублей до 1 557 961,89 рублей.
ООО "Партнер", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при расторжении договора не установлено, факт существенного нарушения ООО "Партнер" условий договора подтвержден; безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в Коми УФАС России отсутствуют, ООО "Партнер" не представлено.
ООО "Партнер" в адрес Коми УФАС России никакой информации не представило; на заседание Комиссии Коми УФАС России явку представителя не обеспечило.
На заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Партнер" исполнению условий договора, в том числе в установленный договором срок, а также принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения условий договора.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "Партнер" нарушений, непринятием ООО "Партнер" всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по договору, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Партнер" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГУ "КРОД" информацию в отношении ООО "Партнер" (ИНН: 6670118295; адрес юридического лица: 620102, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Белореченская, дом 28А, помещение 12; директор: <__..>, ИНН: <__..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 0307200030621000756 от 01.06.2021 (реестровый номер 2110148715021000289), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер"", извещение N 0307200030621000756, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Партнер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ "КРОД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 августа 2021 г. N РНП-11-150
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021