Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор.
при участии индивидуального предпринимателя Паршина Ильи Игоревича;
при участии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10":
- Камынина Сергея Викторовича (доверенность от 20.08.2021 года N10),
- Ходоренковой Инны Юрьевны (доверенность от 20.08.2021 года N11),
при участии представителей управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 15.03.2021 года),
рассмотрев жалобу ИП Паршина И.И. на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021007284),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП Паршина И.И. (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021007284) (далее - Запрос котировок).
По мнению Заявителя, положения Извещения о проведении Запроса котировок нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в следующем:
1) Заказчиком незаконно установлено положение - "В отношении учреждений ФСИН России, участвующих в закупках в рамках Закона 44-ФЗ, требование постановления N616 по предоставлению выписки из реестра российской промышленный продукции не распространяется";
2) Заказчиком незаконно установлено дополнительное требование в пункте 3.2 Извещения о проведении запроса котировок;
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N0131200001021007284 размещено: 10.08.2021 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
Частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее, в том числе, информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 42 в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
10.08.2021 15:06 (МСК) управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 10.08.2021 N0131200001021007284 (далее - Извещение).
Так, согласно Извещению объектом закупки является:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции по КТРУ |
Характеристики товара, работы, услуги |
|
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
||
Маска хирургическая, одноразового использования |
32.50.50.190-00002138 |
Исполнение |
На резинке |
Количество слоёв |
|
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
При этом, в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, входят, в том числе, "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)", ОКПД2 - 32.50.50.190 (позиция 123 Перечня), являющиеся объектом, рассматриваемой закупки.
В соответствии с вышеуказанным, Заказчиком в Извещение установлен запрет, согласно Постановлению N 616.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 82.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в Запросе котировок должна содержать, в том числе, документы (или их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска. В случае отсутствия таких документов (или их копий) в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работах, услугах, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом, пунктом 10 Постановления N 616, установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Пунктом 4.1 Извещения, Заказчиком установлены следующие требования к составу заявки: "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию: документы (или их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ: -копия одного из следующих документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства":- выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)). В отношении учреждений ФСИН России, участвующих в закупках в рамках Закона N 44-ФЗ, требование постановления N 616 по предоставлению выписки из реестра российской промышленной продукции не распространяется"".
Комиссия Воронежского УФАС России изучив вышеизложенные положения документации, приходит к следующим выводам.
Учреждения ФСИН России по организационно-правовой форме являются федеральными казенными учреждениями.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Частью 2 статьи 9.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, а также с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Правовая основа деятельности учреждения определена Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями пункта 3 статьи 13 которого предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. Также обязанность по привлечению осужденных к труду возложена на ФСИН России в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (пункт 7).
Исходя из изложенного, федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительной системы, является учреждением, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, которое не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таким видам деятельности, в том числе, относится реализация продукции, которую осуществляет учреждение с привлечением труда осужденных и которая направлена на создание условий моральной и материальной заинтересованности, осужденных в результатах труда.
Таким образом, учреждения ФСИН России осуществляют свою деятельность непосредственно на территории Российской Федерации, в том числе, реализуют продукцию, выпускаемую казенными учреждениями ФСИН России. Следовательно, товары, произведённые казёнными учреждениями ФСИН России имеют страну происхождения - Российская Федерация.
Соответственно, учитывая цели и задачи статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления N 616, от учреждений ФСИН России, участвующих в закупках в рамках Закона о контрактной системе и предлагающих к поставке товары, произведённые учреждением, не требуется предоставление выписки из реестра Российской промышленной продукции, в рамках подтверждения страны происхождения товара.
На основании вышеуказанного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода N 1 Заявителя, поскольку данное положение Извещения не создало преимуществ учреждениям ФСИН России, и не противоречит целям и задачам статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановлению N 616.
2. В силу части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Пунктом 5 Постановления N 616 установлены дополнительные требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 125 и 127 перечня, является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 3.2 Извещения Заказчиком установлено: "Дополнительное требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 125 и 127 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", является:
использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза".
Как следует из положения пункта 5 Постановления N 616, а также пункта 3.2 Извещения, настоящее дополнительное требования распространяется при закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 125 и 127 Перечня, а именно:
1. |
13.2 |
Ткани текстильные |
2. |
13.9 |
Изделия текстильные прочие |
3. |
14.1 |
Одежда, кроме одежды из меха |
4. |
14.20 |
Изделия меховые |
5. |
14.3 |
Предметы одежды трикотажные и вязаные |
6. |
15.1 |
Кожа дубленая и выделанная; чемоданы, сумки дамские, изделия шорно-седельные и упряжь; меха выделанные и окрашенные |
7. |
15.2 |
Обувь |
125. |
32.99.11.140 |
Одежда защитная огнестойкая |
127. |
32.99.11.190 |
Уборы головные защитные и средства защиты прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении головных уборов из текстильных материалов) |
В тоже время, как указывалось выше, объектом закупки являются - "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)", ОКПД2 - 32.50.50.190 (позиция 123 Перечня), следовательно, данные положения пункта 5 Постановления N 616 и пункта 3.2. Извещения не распространяются на участников настоящей закупки, таким образом, исходя из положений аукционной документации, не следует вывод, что Заказчиком к участникам настоящей Закупки предъявлены дополнительные требования.
Однако, одним из принципов контрактной системы в сфере закупок, является принцип открытости и прозрачности, который предусматривает, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
При этом, вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик установив в пункте 3.2 Извещения положение, не имеющее отношение к проводимой закупке, вводит потенциальных участников в заблуждение, тем самым нарушает часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода N 2 Заявителя.
Вышеуказанные нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России полагает возможным не выдавать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений, поскольку допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на ход и результаты торгов, участники Аукциона находились в равных условиях, на участие в Аукционе подано 11 заявок (из них соответствует требованиям: 7 ; отклонено: 4), экономия по результатам проведения Запроса котировок составила - 45%.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что Заявитель не представил сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Паршина И.И. на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021007284) частично обоснованной.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника N10" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на ход и результаты торгов.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 августа 2021 г. N 036/06/14-946/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021