Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУ "Центр культуры и спорта "Измайлово": А.Ю. Руцкого,
третьего лица от ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ЖКХИБ ВАО", ввиду непредоставления доверенности,
ООО "ИГИТ": А.А. Клейменовой,
рассмотрев жалобу ООО "ИГИТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Центр культуры и спорта "Измайлово" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с
ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на ремонтные, реставрационные работы и приспособление для современного использования объекта культурного наследия дом культуры "Строитель" по адресу: г. Москва, Измайловская площадь, д. 1А (Закупка N 0373200006221000663) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/48671/21 от 13.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно отменена процедура осуществления закупки после подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
В силу ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
При этом ч.2 ст.36 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с извещением о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 02.06.2021 NИИ1 дата и время окончания срока подачи заявок 30.06.2021.
Вместе с тем 11.08.2021 10:09, то есть на этапе заключения контракта, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2021 NИО1.
Очевидно, что вышеприведенная хронология проведения закупочной процедуры свидетельствует о реализации Заказчиком права на отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.2 ст.36 Закона о контрактной системе.
Критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению которой даны Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности субъекта характер. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом в соответствии с Извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2021 NИО1 Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе в связи с перераспределением финансирования.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с письмом первого заместителя префекта Восточного административного округа города Москвы от 17.08.2021 Заказчику поручено вернуть целевые средства, выделенные на указанную закупку.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2021 NИО1 Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе, однако согласно ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, что свидетельствует о нарушении ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик воспользовался указанным правом после подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме, то есть за пределами срока, предусмотренными указанной статьей.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе при реализации права на отмену закупочной процедуры за пределами сроков, установленных ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИГИТ" на действия ГБУ "Центр культуры и спорта "Измайлово" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Е.О. Сгибнев
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 августа 2021 г. N 077/06/106-14467/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021