Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области о включении Индивидуального предпринимателя Дегтярева Ильи Владимировича (далее - ИП Дегтярев И.В., заявитель), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании по ул. Российская, д. 63А (извещение N 0869200000221002434) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области (далее - Учреждение, Заказчик): Язарова Е.Р., действующего на основании доверенности б/н от 16.08.2021;
- представителей Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - Уполномоченный орган): начальника юридического отдела Учреждения Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности N 03 от 08.04.2021, юрисконсульта юридического отдела Учреждения Паровик А.А., действующей на основании доверенности N 04 от 08.04.2021;
- в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Дегтяреве И.В. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании по ул. Российская, д. 63А (извещение N 0869200000221002434).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 16.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 780 814,80 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0869200000221002434 от 29.07.2021 на участие в закупке поступило пять заявок, все участники допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу от 30.07.2021 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0869200000221002434 победителем аукциона признано ИП Дегтярев И.В. с предложением о цене контракта 597 323,51 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 04.08.2021.
В связи с тем, что победитель электронной процедуры в срок до 23:59 09.08.2021 в срок, установленный Законом о контрактной системе, подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и представил во исполнение требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе информацию о трех контрактах, заключенных победителем аукциона в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке и исполненных им без применения к нему неустойки (штрафов, пеней), сумма которых в совокупности превышает НМЦК по аукциону.
При этом, один из контрактов не соответствует требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку заключен на основании Закона N 223-ФЗ.
В связи с неисполнением победителем требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, а также непредоставлением обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок, протоколом от 10.08.2021 ИП Дегтярев И.В. признан уклонившимся от заключения контракта. Протокол N ППУ1 от 10.08.2021 размещен в единой информационной системе 10.08.2021.
ИП Дегтяревым И.В. направлена жалоба на действия заказчика при проведении аукциона (решением N 074/06/105-2191/2021 (N 693-ж/2021) от 17.08.2021 признана необоснованной), в составе которых по данному факту представлены следующие пояснения.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе до подписания контракта Заявитель в качестве обеспечения исполнения контракта разместил на электронной площадке информацию о трех контрактах, отвечающих требованиям ч. 81. ст. 96 ФЗ N44-ФЗ, а именно: контракт N 31908144873 заключенный по извещению SBR003-190011413900004 от 06.08.2019; контракт N 0142300040813000090 189214 от 24.09.2013; контракт N 0369600053120000003 от 24.09.2020.
Заказчик 09.08.2021 сообщил победителю, что контракт N 31908144873 не может быть признан соответствующим требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку он заключен на основании Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ) и информация о нем отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В связи с указанным замечанием ИП Дегтяревым И.В. 09.08.2021 г. в 17:30 в обеспечение исполнения контракта перечислены денежные средства в сумме 78 081, 48 рублей (платежное поручение N 50 от 09.08.2021), о чем Заявитель незамедлительно уведомил по телефону, а также в 18:19 по адресам электронной почты, указанным в контракте: al.bespalov@zakup74.ru и zags-kad@gk74.ru, а также прикрепил платежное поручение N 50 от 09.08.2021 на электронной площадке в разделе "Иные документы" карточки контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Из материалов дела следует, что ИП Дегтярев И.В. не имел намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие неверного толкования требований части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, при этом обеспечение исполнения контракта участником Заказчику предоставлено в сумме, предусмотренной аукционной документацией, посредством перечисления денежных средств платежным поручением N 50 от 09.08.2021, то есть в день окончания срока подписания контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта и исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ИП Дегтярева И.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным комитетом по делам ЗАГС Челябинской области об Индивидуальном предпринимателе Дегтяреве Илье Владимировиче (ИНН 745111408102), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам по результатам аукциона в электронной форме на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании по ул. Российская, д. 63А (извещение N 0869200000221002434), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2021 г. N 074/06/104-2193/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2021