Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации города Челябинска (Управление делами) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ПРОФИТ", Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона 21-83199Э Текущий ремонт помещений для нужд Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000121000703) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя Администрация города Челябинска (Управление делами) (далее - Заказчик): Бронского А.В., действующего на основании доверенности N 11-01-44/3 от 14.01.2021;
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган): Зинохиной Е.С., действующей на основании доверенности N 48 от 21.12.2020;
- представителя ООО "ПРОФИТ": директора Пауткина И.Ю., действующего на основании Устава и решения единственного участника Общества N 6 от 11.06.2019,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ПРОФИТ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона 21-83199Э Текущий ремонт помещений для нужд Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000121000703).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 20.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 324 373,20 рублей.
Протоколом от 30.07.2021 подведения итогов электронного аукциона N 0169300000121000703 победителем признано ООО "ПРОФИТ", с предложением о цене контракта 288 646,91 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 28.07.2021.
Победитель электронного аукциона 09.08.2021 до 23:59 в срок, установленный Законом о контрактной системе, подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта, при этом не направил документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнения контракта.
В связи с неисполнением победителем требований части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, протоколом от 10.08.2021 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Общества пояснил, что победитель аукциона не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, и нарушение обязанности победителя подписать контракт допущено в связи со следующими обстоятельствами.
Ввиду наличия задолженности перед ИФНС г. Челябинска по Ленинскому району, у Общества отсутствовала возможность уплаты обеспечения исполнения контрактов путем перечисления денежных средств Заказчику. В связи с чем, обеспечение исполнения контрактов рассматривалось только в виде Банковских гарантий.
Обществом 05.08.2021 поданы заявки на получение банковских гарантий для обеспечения исполнения контрактов, заключаемых с победителем аукционов: извещение N 0169300000121000703 на сумму 32 437,32 рублей, извещение N 0169300000121000702 - на сумму 162 892,66 рублей.
Из пояснений Общества и материалов дела следует, что банковская гарантия на сумму 162 892,66 рублей на обеспечение исполнения контракта по аукциону N 0169300000121000702 предоставлена 06.08.2021. При этом с 05.08.2021 по 09.08.2021 банки отказывали в выдаче банковской гарантии на меньшую сумму, по аукциону N 0169300000121000703.
В этой связи, в виду отсутствия обеспечения исполнения контракта, Обществом 09.08.2021 подписан контракт и предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Однако 10.08.2021 при личной встрече с представителем Заказчика директору Общества стало известно о том, что в перечне контрактов, предоставленных ООО "ПРОФИТ" в виде добросовестности, представлены 2 контракта, не соответствующие требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку исполнены с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона - субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Из извещения о проведении аукциона, аукционной документации следует, что данная закупка проводится без применения положений пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, возможность применения положений части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по данному аукциону не предусмотрена.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, что подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела.
Заказчик не отрицает, что в настоящее время между Администрацией и Подрядчиком заключены и находятся на исполнении несколько контрактов, в том числе, предметом которых является выполнение работ по текущему ремонту помещений для нужд Администрации города Челябинска: по итогам аукциона, извещение N 0169300000121000702 - на сумму 814 463,32 рублей; по итогам аукциона, извещение N 0169300000121000671 - на сумму 955 423,36 рублей.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "ПРОФИТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией города Челябинска (Управление делами) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона 21-83199Э Текущий ремонт помещений для нужд Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000121000703), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 августа 2021 г. N 074/06/104-2206/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021