Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "Камея" (далее - ООО "Камея", участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Камея", в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене деревянной двери на противопожарную металлическую дверь (извещение N0169200000821000141) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области Лесникова Дмитрия Александровича, действующего на основании доверенности N 03-01-01-08/2220/1 от 27.08.2020,
- представителей ООО "Камея" директора Давыдова Олега Николаевича, Давыдовой Киры Юрьевны, действующих на основании решения N 4 от 19.03.2021, доверенности б/н от 23.08.2021.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 18.08.2021 поступило обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Камея", участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Камея" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене деревянной двери на противопожарную металлическую дверь (извещение N 0169200000821000141).
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0169200000821000141 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.07.2021 в 14:38.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по замене деревянной двери на противопожарную металлическую дверь - 37 483,75 рублей.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200000821000141 от 28.07.2021.
Протокол проведения электронного аукциона от 29.07.2021.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенного электронного аукциона составило 24,50 %.
Протокол подведения итогов электронного аукциона 0169200000821000141 от 02.08.2021.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.08.2021.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступили 3 заявки, по результатам осуществленной закупки победителем признано ООО "Камея", которому проект контракта направлен заказчиком на подписание 09.08.2021. Участником закупки контракт подписан 10.08.2021, но в числе контрактов, реестровые номера которых представлены участником закупки в обеспечение исполнения контракта, информация о которых, содержится в реестре контрактов и подтверждает их исполнение, контракт с реестровым номером 2745301234218000041 исполнен за пределами трехлетнего срока до даты подачи заявки (исполнение контракта завершено 16.02.2018, а заявка подана участником 26.07.2021). Тем самым, обеспечение исполнения контракта не представлено. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.08.2021 опубликован 16.08.2021.
Как следует из пояснений представителей ООО "Камея" представление ненадлежащей информации при подписании контракта вызвано технической ошибкой. ООО "Камея" обладает достаточным количеством контрактов с необходимой суммой, однако сведения о них заказчику представлены не были.
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0169200000821000018, пункту 21 информационной карты документации об аукционе закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона 0169200000821000141 от 02.08.2021 определено, что в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе контракт заключается с ООО "Камея".
Проект контракта в адрес участника закупки направлен заказчиком 09.08.2021.
Регламентированный срок подписания контракта участником закупки 16.08.2021 23:59.
Из пояснений представителя Общества следует, что участник закупки не имел намерение уклоняться от подписания контракта и выполнения обязательств по нему. ООО "Камея" не уклонялось от заключения контракта, 10.08.2021 подписало контракт, но в обеспечение исполнения контракта представило информацию о контрактах, по одному из которых исполнение завершено за пределами трехлетнего срока до даты подачи заявки.
Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области 13.08.2021 составлено решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, в котором зафиксирован факт предоставления участником закупки в числе контрактов, реестровые номера которых представлены в обеспечение исполнения контракта, исполнения контракта с реестровым номером 2745301234218000041 за пределами трехлетнего срока до даты подачи заявки.
ООО "Камея" признано уклонившимся от заключения контракта протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.08.2021. В ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен 16.08.2021.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области по признанию ООО "Камея" уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Комиссия в рассматриваемой закупке не усматривает намерение ООО "Камея" отказаться от заключения и исполнения контракта. Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта. Так, участником закупки предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Несмотря на то, что один из таких контрактов исполнен за пределами трехлетнего срока до даты подачи участником закупки заявки на участие в аукционе, контракт подписан победителем электронного аукциона 10.08.2021 (в пределах установленного законом срока).
Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области, в отношении ООО "Камея" (ИНН 7447152327) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 августа 2021 г. N 074/06/104-2243/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021