Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Проект-12" (далее - ООО "Проект-12", Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение проектных работ по объекту: "Здание общеобразовательной организации на 1100 учащихся для повторного применения в микрорайоне N 147 г. Магнитогорска" (извещение N 0169300000320001345) (далее - аукцион), и о включении сведений об ООО "Проект-12", его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 291/20 от 11.08.2020, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии:
- представителей заказчика Першина С.С., Чанышевой С.В., Гнуда Т.А., Копыриной О.В., действующих на основании доверенностей N 2 от 11.01.2021, N 33 от 15.02.2021, N 118 от 12.08.2021, N 50 от 26.04.2021;
- представителя ООО "Проект-12" Хомякова М.А., действующего на основании доверенности от 24.06.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 18.08.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Проект-12", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.07.2020 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 680 000,00 рублей.
Контракт N 291/20 от 11.08.2020 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 04.08.2021.
Исходя из обращения Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства", подрядчиком надлежащим образом не выполнены условия контракта, а именно проектная документация предоставлена со срывом сроков; проектная документация получила отрицательное заключение ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области". В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 723 Гражданского кодекса РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что на участие в аукционе подана единственная заявка ООО "Проект-12", которая признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.
Контракт N 291/20 заключен между заказчиком и ООО "Проект-12" 11.08.2020.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить проектные работы по объекту: "Здание общеобразовательной организации на 1100 учащихся для повторного применения в микрорайоне N 147 г. Магнитогорска" и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В силу пункта 3.1 контракта срок выполнения работ: с 20.08.2020 года по 17.12.2020 года, где:
- выполнение проектных работ, прохождение согласования и утверждения проектной документации согласно задания, устранение замечаний: с 20.08.2020 года по 18.10.2020 года;
- проверка достоверности сметной стоимости в ОГАУ "Главгосэкспертиза Челябинской области": с 19.10.2020 года по 17.12.2020 года.
По окончанию срока выполнения работ, подрядчик передает муниципальному заказчику проектную документацию, прошедшую проверку в ОГАУ "Госэкспертизе Челябинской области", по накладной, в формате, указанном в задании на проектирование (приложение N1).
Согласно пункту 3.3 контракта результатом выполненных работ является прошедшая экспертизу проектная документация, передаваемая в установленный контрактом срок по накладной в количестве и виде, указанном в п.16 задания на проектирование (Приложение N1).
Исходя из материалов дела, ООО "Проект-12", в период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года, в адрес заказчика по электронной почте направлялись письма с просьбой предоставления исходных данных, необходимых для выполнения работ по контракту.
Обществом в соответствии с письмами N 1034.2020-21 от 21.08.2020, N 1034.2020-27 от 07.10.2020, N 1034.2020-36 от 02.11.2020 приостанавливались работы по контракту в связи с отсутствием исходных данных для выполнения проектных работ.
Заказчиком в письме N 01-25/3545 от 13.11.2020 указано на факт направления подрядчику 12.11.2020 по электронной почте полного пакета проектной документации.
В период с декабря 2020 года по апрель 2021 года ООО "Проект-12" в адрес заказчика направлялись письма, в которых Обществом указывалось на факт невозможности прохождения государственной экспертизы в связи с непредоставлением заказчиком всех документов в соответствии с замечаниями ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" по комплектности проектно-сметной документации, а также указывалось на необходимость предоставления полного комплекта проектной и рабочей документации (стадия "Рабочая документация") проекта привязки "Школа на 1100 мест, Челябинская область, г. Челябинск, р-н Калининский, жилой район N 8, микрорайон N 30" (шифр N 340-9027-ИОС5), выполненный ОАО "Проектный институт гражданского строительства и застройки городов и посёлков "Магнитогорскгражданпроект" в 2016 году, на основании которого было выдано положительное заключение государственной экспертизы N 74-1-1-3-0264-16 от 27.12.2016.
В соответствии с письмом заказчика от 23.04.2021 N 01-25/0895 в адрес ООО "Проект-12" направлена информация, необходимая для устранения замечаний ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
Согласно пояснениям представителя ООО "Проект-12" Обществом подготовлена проектная документация, которая передана заказчику в бумажном виде 30.11.2020.
В соответствии с пояснениями представителей заказчика проектная документация, подготовленная подрядчиком, получила отрицательное заключение государственной экспертизы; результат, предусмотренный пунктом 3.3 контракта, не достигнут.
В связи с указанными обстоятельствами заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 01-25/1343 от 21.06.2021).
Указанное решение размещено заказчиком 22.06.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Данный документ направлен ООО "Проект-12" 22.06.2021 заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 21.06.2021 по электронной почте.
Согласно пояснениям ООО "Проект-12" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом по электронной почте 21.06.2021. Подрядчиком в течение десятидневного срока совершены действия, направленные на устранение нарушений условий контракта. Проектная документация в электронном виде передана подрядчиком заказчику.
При этом, в соответствии с пояснениями представителей Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" у заказчика отсутствовали основания для отмены принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (21.07.2021) заказчиком 17.08.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3741400667320000156) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Подрядчиком совершались действия в рамках выполнения работ по контракту, а также действия, направленные на устранение нарушений условий контракта.
Более того, такие обстоятельства как отсутствие у подрядчика исходных данных для исполнения контракта, необходимость их получения, а также необходимость устранения со стороны заказчика соответствующих замечаний государственной экспертизы могли повлиять на процесс исполнения контракта.
С учетом изложенного, а также устных пояснений представителей заказчика, антимонопольному органу не представляется возможным сделать вывод о включении ООО "Проект-12" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проект-12" (623100, Свердловская обл., г. Первоуральск, пр. Ильича 28 Г, оф. 401, ИНН/КПП 6625046730/668401001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 августа 2021 г. N 074/06/104-2253/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021