Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" при проведении электронного аукциона на поставку подгузников детских (реестровый номер закупки 0167200003421004152),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 16.08.2021 поступила жалоба (вх.N 8277) Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" при проведении электронного аукциона на поставку подгузников детских.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что в первоначальной редакции документации о закупке, а именно, в техническом задании заказчик установил требования к размеру упаковки (количеству в упаковке) по первому и второму пунктам 60 и < 80, по третьему и четвертому пунктам
40 и < 60. Затем, 06.08.2021 заказчик вносит в документацию о закупке изменения и публикует новую версию технического задания, устанавливая требования к размеру упаковки (количеству в упаковке) по первому и второму пунктам технического задания не менее 50 штук, по третьему и четвертому пунктам не менее 40 штук. Несмотря на то, что единицей измерения в КТРУ является упаковка, реальным объектом закупки являются именно подгузники, а не упаковки. Заказчик нуждается именно в подгузниках, а не в упаковках и потребность свою рассчитывает исходя из количества детей нуждающихся в определенном количестве подгузников. Если заказчик не предусмотрит возможность пересчета количества упаковок, исходя из фактического вложения, то участники, предложившие наиболее крупные упаковки (которые являются экономичными) окажутся в наиболее проигрышных условиях. Упаковка из 75 подгузников будет стоить дороже, чем упаковка из 50 подгузников, поскольку в ней и подгузников в полтора раза больше, а в настоящее время условия закупки таковы, что победит наиболее низкая цена за упаковку, а не за подгузник. То есть круг участников закупки искусственно сужается именно ввиду действий заказчика, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.N 8524 от 20.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что код КТРУ 17.22.12.120-00000006 выбранный заказчиком при описании объекта закупки, включен в позицию в каталоге 25.08.2020, дата начала обязательного применения позиции каталога с 18.03.2021 г. Дата окончания применения позиции каталога: бессрочно. Единицы измерения (количество товара, объем работ, услуги по ОКЕИ) - упаковка. Количество товара измеряется в упаковках, при этом требование к упаковке установлено императивно в количестве равном или большем 50 и 40. Соответственно количество штук в упаковке может быть любое, но не менее 50 штук по 1 и 2 позиции и не менее 40 штук по 3 и 4 позициям, при этом это не влияет на количество, так как количество измеряется в упаковках. Под данное описание и характеристики попадает не менее 5 производителей товара (памперс, хаггис, белла, умка, сенси беби). Учитывая специфику организации работы заказчика, количество и возраст детей постоянно находящихся на реабилитации и лечении (в среднем от 80 до 110 деток в год, в возрасте от 0 до 4 лет), количестве воспитанников приходящихся на одного воспитателя (6 детей на 1 воспитателя), одновременно руководствуясь реальной практикой и результатами применения необходимых изделий санитарно-гигиенического назначения, заказчик установил в ООЗ (Приложение N1) лишь минимальные значения, исходя из своей потребности, а так же типоразмером подгузников и весовых категорий детей. В соответствии с выбранным заказчиком кодом КТРУ 17.22.12.120-00000006 единица измерения - Упаковка, где данный показатель является неизменным, считаем не возможным дополнение ТЗ (Приложение N1) фразой о возможном перерасчете количества упаковок товара, при предложении подгузников с иным, нежели расчетное, вложением в упаковку с обязательным сохранением общего количества товара в штуках.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.N 8546 от 20.08.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что в соответствии с потребностью заказчика указано количество в упаковке по пунктам 1, 2 описания объекта закупки "не менее 50", по пунктам 3, 4 описания объекта закупки "не менее 40". Ссылка подателя жалобы на решение Тюменского УФАС России от 13.09.2016 N 274 является несостоятельной поскольку в рассматриваемой закупке речь идет о применении товара с использованием КТРУ. В документации о закупке была установлена единица измерения в соответствии с законодательством о контрактной системе с учетом обязательных для применения характеристик КТРУ и не нарушает прав участников закупок. Кроме того, проведенный мониторинг рынка подтвердил наличие не менее 5 производителей товара (памперс, хаггис, белла, умка, сенси беби). Подгузники с указанными характеристиками свободно обращаются на рынке. Следовательно, любой хозяйствующий субъект имеет возможность осуществлять продажу (поставку) указанного товара.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку подгузников детских, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 094 065,01 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка".
Информация об электронном аукционе была размещена 04.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421004152.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в первоначальной редакции документации о закупке, а именно, в техническом задании заказчик установил требования к размеру упаковки (количеству в упаковке) по первому и второму пунктам 60 и < 80, по третьему и четвертому пунктам
40 и < 60.
06.08.2021 заказчиком внесены изменения в документацию о закупке, согласно которым, установлены требования к размеру упаковки (количеству штук в упаковке):
- по первому и второму пунктам технического задания не менее 50 штук;
- по третьему и четвертому пунктам не менее 40 штук.
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке товара:
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Количество |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
1 |
Подгузник детский |
67 упаковок |
Код КТРУ: 17.22.12.120-00000006 |
|
|
|
|
Тип изделия: Одноразового использования. Вид подгузника: С застежкой-липучкой. Подгузник гипоаллергенный: да. Половой признак: универсальные |
|
наличие |
|
||||
Минимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
Максимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
***Дополнительные характеристики: Подгузник оснащен, на внутренней стороне, влагонепроницаемыми защитными вертикальными барьерами по бокам и мягкими манжетами вокруг ножек, защищающими от протеканий. Внутренняя поверхность подгузника выполнена из гипоаллергенного материала, пропускающего влагу только в направлении впитывающего слоя и обеспечивающего сухость кожи. Впитывающий слой подгузника выполнен из абсорбирующего материала, превращающего жидкость в гель. Требования к закрепляющим элементам подгузника: Наличие мягкого пояска в области поясницы обеспечивающего плотное прилегание, не стесняющее движения ребенка. Требования к качеству Товара: Не допускаются следы выщипывания волокон с поверхности подгузника. Не допускается комкообразное состояние абсорбирующего материала в новом (не бывшем в употреблении) подгузнике. Подгузники произведены в соответствии с действующим ГОСТ, ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" Требования к упаковке Товара: упаковка подгузников обеспечивает их защиту от повреждений жидкостями и атмосферной влагой, загрязнения в процессе поставки заказчику и во время хранения |
|
|
|
||||
Количество в упаковке, штук: |
не менее 50 |
||||||
2 |
Подгузник детский |
244 упаковок |
Код КТРУ: 17.22.12.120-00000006 |
|
|
|
|
Тип изделия: Одноразового использования. Вид подгузника: С застежкой-липучкой. Подгузник гипоаллергенный: да. Половой признак: универсальные |
|
наличие |
|
||||
Минимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
Максимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
***Дополнительные характеристики: Подгузник оснащен, на внутренней стороне, влагонепроницаемыми защитными вертикальными барьерами по бокам и мягкими манжетами вокруг ножек, защищающими от протеканий. Внутренняя поверхность подгузника выполнена из гипоаллергенного материала, пропускающего влагу только в направлении впитывающего слоя и обеспечивающего сухость кожи. Впитывающий слой подгузника выполнен из абсорбирующего материала, превращающего жидкость в гель. Требования к закрепляющим элементам подгузника: Наличие мягкого пояска в области поясницы обеспечивающего плотное прилегание, не стесняющее движения ребенка. Требования к качеству Товара: Не допускаются следы выщипывания волокон с поверхности подгузника. Не допускается комкообразное состояние абсорбирующего материала в новом (не бывшем в употреблении) подгузнике. Подгузники произведены в соответствии с действующим ГОСТ, ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" Требования к упаковке Товара: упаковка подгузников обеспечивает их защиту от повреждений жидкостями и атмосферной влагой, загрязнения в процессе поставки заказчику и во время хранения |
|
|
|
||||
Количество в упаковке, штук: |
не менее 50 |
||||||
3 |
Подгузник детский |
476 упаковок |
Код КТРУ: 17.22.12.120-00000006 |
|
|
|
|
Тип изделия: Одноразового использования. Вид подгузника: С застежкой-липучкой. Подгузник гипоаллергенный: да. Половой признак: универсальные |
|
наличие |
|
||||
Минимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
Максимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
***Дополнительные характеристики: Подгузник оснащен, на внутренней стороне, влагонепроницаемыми защитными вертикальными барьерами по бокам и мягкими манжетами вокруг ножек, защищающими от протеканий. Внутренняя поверхность подгузника выполнена из гипоаллергенного материала, пропускающего влагу только в направлении впитывающего слоя и обеспечивающего сухость кожи. Впитывающий слой подгузника выполнен из абсорбирующего материала, превращающего жидкость в гель. Требования к закрепляющим элементам подгузника: Наличие мягкого пояска в области поясницы обеспечивающего плотное прилегание, не стесняющее движения ребенка. Требования к качеству Товара: Не допускаются следы выщипывания волокон с поверхности подгузника. Не допускается комкообразное состояние абсорбирующего материала в новом (не бывшем в употреблении) подгузнике. Подгузники произведены в соответствии с действующим ГОСТ, ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" Требования к упаковке Товара: упаковка подгузников обеспечивает их защиту от повреждений жидкостями и атмосферной влагой, загрязнения в процессе поставки заказчику и во время хранения |
|
|
|
||||
Количество в упаковке, штук: |
не менее 40 |
||||||
4 |
Подгузник детский |
356 упаковок |
Код КТРУ: 17.22.12.120-00000006 |
|
|
|
|
Тип изделия: Одноразового использования. Вид подгузника: С застежкой-липучкой. Подгузник гипоаллергенный: да. Половой признак: универсальные |
|
наличие |
|
||||
Количество в упаковке, штук |
|
|
|
||||
Минимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
Максимальный вес ребенка, килограмм: |
|
|
|
||||
***Дополнительные характеристики: Подгузник оснащен, на внутренней стороне, влагонепроницаемыми защитными вертикальными барьерами по бокам и мягкими манжетами вокруг ножек, защищающими от протеканий. Внутренняя поверхность подгузника выполнена из гипоаллергенного материала, пропускающего влагу только в направлении впитывающего слоя и обеспечивающего сухость кожи. Впитывающий слой подгузника выполнен из абсорбирующего материала, превращающего жидкость в гель. Требования к закрепляющим элементам подгузника: Наличие мягкого пояска в области поясницы обеспечивающего плотное прилегание, не стесняющее движения ребенка. Требования к качеству Товара: Не допускаются следы выщипывания волокон с поверхности подгузника. Не допускается комкообразное состояние абсорбирующего материала в новом (не бывшем в употреблении) подгузнике. Подгузники произведены в соответствии с действующим ГОСТ, ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" Требования к упаковке Товара: упаковка подгузников обеспечивает их защиту от повреждений жидкостями и атмосферной влагой, загрязнения в процессе поставки заказчику и во время хранения |
|
|
|
||||
Количество в упаковке, штук: |
не менее 40 |
***Обоснование дополнительных характеристик, не включенных в КТРУ:
По пунктам 1-4 Данная потребность заказчика обусловлена тем, что в учреждении находятся воспитанники с различными видами заболеваний и в возрасте от 0 до 4 лет. А так же тем, что на одного воспитателя приходится шесть воспитанников, что влечет за собой отсутствие времени на постоянный контроль за состоянием сухости кожи детей и отсутствием протеканий подгузников
Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 N 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский".
Согласно позиции КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский" указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик не запрещено. Указанная позиция КТРУ подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупок с 18.03.2021 - бессрочно.
Учитывая, что извещение о закупке размещено заказчиком в ЕИС в сфере закупок 04.08.2021, следовательно, заказчик при описании товара должен руководствоваться требованиями Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно позиции КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский" одной из характеристик поставляемого товара является "количество в упаковке":
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив указанную позицию КТРУ, а также требования технического задания документации о закупке приходит к выводу о том, что заказчиком правомерно установлено в описании объекта закупки указание на единицу измерения количества товара - "количество штук поставляемого товара в упаковке", которая прямо предусмотрена позицией КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский" что в свою очередь соответствует требованиям пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
Довод подателя жалобы о том, что если заказчик не предусмотрит возможность пересчета количества упаковок, исходя из фактического вложения, то участники, предложившие наиболее крупные упаковки (которые являются экономичными) окажутся в наиболее проигрышных условиях, является несостоятельным, поскольку позиция КТРУ 17.22.12.120-00000006 не предусматривает возможность какого-либо пересчета количества упаковок, исходя из фактического вложения, поскольку указанной позицией КТРУ предусмотрена четкая градация количества поставляемого товара с соответствующей разбивкой по конкретным позициям, которой должен руководствоваться заказчик при описании характеристики товара - единицы измерения количества поставляемого товара.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Тюменским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе проведения которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект рассматриваемой закупки отнесен к следующим позициям КТРУ:
Согласно позиции КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский" указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик не запрещено. Указанная позиция КТРУ подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупок с 18.03.2021 - бессрочно.
Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, заказчик в силу пунктов 5, 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 должен указать обоснование необходимости использования данных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей приобретения товара.
Согласно позиции КТРУ 17.22.12.120-00000006 "Подгузник детский" одной из характеристик поставляемого товара является "количество в упаковке"
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в первоначальной редакции технического задания документации о закупке заказчик установил дополнительное требование к закупаемому товару, а именно, к размеру упаковки (количеству штук в упаковке) по первому и второму пунктам 60 и < 80, по третьему и четвертому пунктам
40 и < 60, что полностью соответствовало описанию указанной характеристики предусмотренной позицией КТРУ 17.22.12.120-00000006.
В дальнейшем, 06.08.2021 заказчиком внесены изменения в техническое задание документации о закупке, согласно которым, установлены требования к размеру упаковки (количеству штук в упаковке):
- по первому и второму пунктам технического задания не менее 50 штук;
- по третьему и четвертому пунктам не менее 40 штук.
Вместе с тем, заказчик установив размер упаковки (количество штук в упаковке) по первому и второму пунктам технического задания не менее 50 штук; по третьему и четвертому пунктам технического задания не менее 40 штук, вместо по первому и второму пунктам 60 и < 80, по третьему и четвертому пунктам
40 и < 60 заказчик тем самым, установил значения характеристик, которые не предусмотрены указанной позицией КТРУ, при этом, какого-либо обоснования использования характеристик: не менее 50 штук, не менее 40 штук отличных от характеристик предусмотренных позицией КТРУ, заказчиком не приведено.
Таким образом, в документации о закупке не раскрыто обоснование необходимости указанной дополнительной характеристики - размер упаковки (количество штук в упаковке) по первому и второму пунктам технического задания не менее 50 штук; по третьему и четвертому пунктам технического задания не менее 40 штук (указанные количественные обозначения не предусмотрены соответствующей позицией КТРУ), что указывает на нарушение заказчиком требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку на участие в закупке поступило 6 (шесть) заявок, из которых 5 (пять) заявок допущено к участию в электронном аукционе. В этой связи, Комиссия решила обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" при проведении электронного аукциона на поставку подгузников детских (реестровый номер закупки 0167200003421004152) необоснованной.
2. Признать заказчика - ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 августа 2021 г. N 072/06/44/153/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021