Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ГУ МЧС России по Республике Коми) от 18.08.2021 N ИВ-186-6817 (вх. от 18.08.2021 N 3644) о рассмотрении вопроса о включении сведений об о частном учреждении здравоохранения "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" (далее - ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" от заключения договора по результатам закупки способом электронного аукциона "Предрейсовый медицинский осмотр (Сосногорск)", извещение N 0107100004021000071 (далее - договор, обращение),
в присутствии:
- Антоновой Натальи Владимировны - представителя ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" по доверенности от 04.07.2019 г.;
- Львовой Татьяны Александровны - представителя ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" по доверенности от 09.01.2020 г.;
- Хорошевой Марины Сергеевны - представителя ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" по доверенности от 24.08.2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ГУ МЧС России по Республике Коми представлено обращение о включении сведений о ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" от заключения договора по результатам осуществления закупки.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГУ МЧС России по Республике Коми, ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск", акционерное общество "Единая электронная торговая площадка (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещались письмами от 19.08.2021 NN04-03/6098, 04-03/6100, 04-03/6099.
ГУ МЧС России по Республике Коми попросило рассмотреть обращение в отсутствии представителя в связи с техническими возможностями
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГУ МЧС России по Республике Коми
Объект закупки - "Предрейсовый медицинский осмотр (Сосногорск)"
Начальная (максимальная) цена договора - 68 732,67 руб., источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 27.07.2021.
2. В соответствии с частями 1-2, 3-8,10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Извещением о проведении электронного аукциона, в пункте 8 раздела 1 "Извещение о проведении аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе определен размер обеспечения исполнения договора - 5 % от цены договора, по которой в соответствии с Законом о контрактной системе заключается договор и составляет 3436,63 руб.
3. По протоколу от 04.08.2021 N 0107100004021000071-4 подведения итогов электронного аукциона победителем электронного аукциона определено ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск", подавшее единственную заявку на участие в электронном аукционе. Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком - ГУ МЧС России по Республике Коми 05.08.2021 размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора.
В регламентированный для подписания проекта договора срок - 10.08.2021 в 23 час. 59 мин. ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск", подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск", проект договора, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, либо протокол разногласий не направлены, в связи с чем ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" 11.08.2021 на основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе признано уклонившимся от заключения договора.
Протокол от 11.08.2021 о признании победителя закупки уклонившимся от заключения договора размещен на официальном сайте 11.08.2021.
Комиссия Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ МЧС России по Республике Коми нарушений Закона о контрактной системе не установила.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом отказа от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
ГУ МЧС России по Республике Коми в письме от 25.08.2021 сообщило, что денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта от ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" не поступили на счет ГУ МЧС России по Республики Коми.
По письменной информации ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" от 24.08.2021 N 855 подписать контракт не удалось, поскольку ответственное лицо находилось в ежегодном оплачиваемом отпуске, в связи с чем не имела технической и фактической возможности подписать Контракт. Начальник экономического отдела учреждения с 22.06.2021 находится в отпуске по беременности и родам, а ведущий экономист ЧУЗ "Больница РЖД-медицина" города Сосногорск" находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, весь объем работы по ведению экономической деятельности был возложен на инспектора по производственным вопросам, и в связи с большим объемом работы, инспектором было пропуещено уведомление о сроке подписания контракта.
В целях урегулирования сложившейся ситуации инспектором по производственным вопросам учреждения было предложено ГУ МЧС России по Республике Коми заключить договор (Контракт) на бумажном носителе, что подтверждается письмом ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" от 11 августа 2021 N 810 и распечаткой с электронной почты о направлении письма на электронную почту ГУ МЧС России по Республике Коми. Заказчик на письмо не ответил.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" направленного на уклонение от заключения государственного контракта. Наоборот, ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" город Сосногорск" принимало меры в целях урегулирования нарушения сроков подписания контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.
Оценив материалы дела, Комиссия Коми УФАС России установила, что ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" готово заключить договор на ранее заявленных условиях.
Все действия ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" свидетельствуют о намерении заключить контракт и исполнить его в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, воля хозяйствующего субъекта была направлена именно на исполнение муниципального контракта. При этом сами по себе нарушения при заключении государственного контракта не могут свидетельствовать о недобросовестности ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск"
В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1 Отказать ГУ МЧС России по Республике Коми во включении информации о ЧУЗ "Больница "РЖД-медицина" города Сосногорск" (ИНН: 1108014875; адрес места нахождения: 169500, Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Герцена, д. 1) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика ГУ МЧС России по Республике Коми нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
члены комиссии <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 августа 2021 г. N РНП-11-151
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021