Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - ГУ "КРОД") от 17.08.2021 N3047 (вх. от 18.08.2021 N 3632) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Финансовый кит" (далее - ООО "Финансовый кит") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка халатов операционных для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещение N 0307200029421000052 (далее - закупка, электронный аукцион, муниципальный контракт, обращение),
в присутствии:
- Мальцевой Анастасия Игоревны - представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 20.08.2021;
- Островской Татьяны Владимировны - представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 24.08.2021,
- Егорова Виктора Евгеньевича (посредством видеоконференции) - представителя ООО "Финансовый кит" по доверенности от 01.11.2021,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
ГУ "КРОД", ООО "Финансовый кит" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ООО "Финансовый кит" в письме от 24.08.2021 N 153 (вх. от 24.08.2021 N 4392-э.) ходатайствовало рассмотреть обращения в формате видео-конференции. Такое ходатайство было удовлетворено.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. В соответствии с частями 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 105 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок
2. Заказчиком закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, явилось ГУ "КРОД"
Объект закупки - Поставка халатов операционных для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта 957 330,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения:
- за счет ОМС;
- за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) 08.04.2021.
В соответствии с частями 1-2, 3-8,10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2021 N 0307200029421000052-3 контракт заключается с участником - ООО "Финансовый кит", который предложил наиболее низкую цену контракта - 392 505,30 руб. и заявка на участие в электронном аукционе соответствует требования, установленным документацией об электронном аукционе.
По пунктам 1.1 раздела 1 муниципального контракта: "Поставка халатов операционных для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер"".
"Поставщик" обязуется поставить и передать, "Заказчик" обязуется принять и оплатить халаты операционные в соответствии с условиями контракта.
По пункту 2.2 раздела 2 государственного контракта: "Цена договора составляет 436 110 руб. (Четыреста тридцать шесть тысяч сто десять руб.) 00 коп., НДС не облагается".
Согласно пунктам 5.1-5.6 раздела 5 государственного контракта: "Поставка Товара осуществляя Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Договора, в течение 10 календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком.
Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Товара.
При поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Товар, выданный уполномоченным органом;
б) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
в) Акт приема-передачи Товара в двух экземплярах: один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика;
г) копию декларации о соответствии (сертификата соответствия) или иного документа, подтверждающего соответствие качества Товара, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Стороны договора по взаимному согласию осуществляют направление друг другу документов, связанных с исполнением Договора (универсальный передаточный документ, акт приема-передачи, счет-фактура, товарная накладная, счет, другие документы) в виде электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС (далее - электронные документы).
Электронные документы, направленные Сторонами посредством ЕИС, имеют равную юридическую силу с документами на бумажных носителях информации, подписанными собственноручными подписями Сторон.
Электронные документы, полученные Сторонами друг от друга при исполнении Договора, не требуют дублирование документами, оформленными на бумажных носителях информации.
По подпунктам 3.4.1-3.4.7 пункта 3.4 раздела 3 государственного контракта заказчик имеет право: "Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Договором;
Запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Договору;
Проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Договору;
Осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Товара, сроков поставки Товара требованиям Договора;
Требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Договора;
Отказаться от приемки некачественного Товара и потребовать безвозмездного устранения недостатков;
Привлекать экспертов для проверки соответствия исполнения Поставщиком обязательств по Договору требованиям, установленным Договором".
Согласно подпунктам 3.2.1-3.2.2 пункта 3.2 раздела 3 государственного контракта поставщик имеет право: "Требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Договору.
Требовать от Заказчика своевременной оплаты поставленного Товара в порядке и на условиях, предусмотренных Договором".
Согласно пунктам 6.1-6.5 пункта 6: "Приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации.
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Договора;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковке Товара;
г) проверку наличия необходимых документов на Товар: регистрационного удостоверения, декларации о соответствии (сертификата соответствия) или иного документа, подтверждающего соответствие качества Товара, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) проверку комплектности и целостности поставленного товара.
Приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По факту приемки Товара Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Товара.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Договором, в части их соответствия условиям Договора Заказчик проводит экспертизу Товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Заказчик в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Договора, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи Товара или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания Акта приема-передачи Товара, Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Товара в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 6.2 и 6.3 Договора.
Со дня подписания Акта приема-передачи Товара Заказчиком все риски случайной гибели, утраты или повреждения Товара переходят к Заказчику".
По пункту 11.1 раздела 11 государственного контракта: "Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 30 апреля 2022 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами всех своих обязательств".
Контракт заключается Сторонами в форме электронного документа на электронной площадке и подписывается Сторонами договора усиленной электронной подписью".
Согласно пунктам 11.3, 11.4, 11.6 раздела 11 муниципального контракта: "Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора, если в ходе исполнения Договора установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позвонило ему стать победителем определения Поставщика.
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По пунктам 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По письменным пояснениям от 23.08.2021 N 3116 (вх. от 23.08.2021 N 4372-э.) ГУ "КРОД" ООО "Финансовый кит" обязательства по договору надлежащим образом не исполнены.
ГУ "КРОД" в письме от 23.08.2021 N 3116 (вх. от 23.08.2021 N 4372-э.) в адрес Коми УФАС России сообщило о нарушении условия поставки товара:
1) Первая заявка была направлена по почте и электронной почте 06.05.2021 N 236, однако товар не был поставлен до настоящего времени, неполучение адресатом письма с заявкой от 15.06.2021.
С неисполнением условий договора в ООО "Финансовый кит" по почтовому адресу, указанному в контракте, было отправлено претензионное письмо от 17.15.2021 N 1880, неполучение адресатом письма от 19.06.2021 г.
2) Повторная заявка отправлена по почте и электронной почте 23.06.2021 N 373, неполучение адресатом письма с повторной заявкой 29.06.2021.
Указанные заявки ООО "Финансовый кит" не были получены, в связи с тем, что в контракте указан неверный адрес электронной почты: infofikit@gmail.com, а по указанному в контракте адресу, как говорится в письменных пояснениях от 23.08.2021 N 3116 (вх. от 23.08.2021 N 4327-э.) была попытка доставки, но по указанному адресу расположен жилой дом, такую организацию не нашли, телефона нет.
В связи с неоднократным нарушением условий Контракта и неисполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 11.3, 11.4 и 11.7 Контракта, Законом от контрактной системе и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, принимает Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 26.07.2021.
Поставщик, согласно письменным объяснениям от 24.08.2021 N 154, не уведомлен надлежащим образом о принятом Заказчиком решении о расторжении Контракта в одностороннем порядке, по почте заказным письмом уведомление не получено поставщиком по адресу, указанному в контракте, адрес электронной почты, на который присылали решение об одностороннем отказе, указан в контракте неправильно
ООО "Финансовый кит" в письменных пояснениях, отправленных письмом от 24.08.2021 N 154 сообщило Коми УФАС России, что им заключен договор на поставку одежды с ООО "Новый дом".
Согласно этому договору, срок поставки товара - не позднее трех дней с момента получения заявок.
3.1 26.07.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (далее - решение) в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Финансовый кит" обязательств по муниципальному контракту.
Решение направлено заказчиком в адрес ООО "Финансовый кит" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также посредством электронной почты, 26.07.2021 размещено в ЕИС.
ООО "Финансовый кит" письма с решением не были получены.
Следовательно, датой надлежащего уведомления ООО "Финансовый кит" о принятом решении считается дата по истечении 30 дней с даты размешения в ЕИС решения.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик признал договор расторгнутым 09.08.2021.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Финансовый кит", направленного на уклонение от исполнения государственного контракта или ненадлежащее исполнение.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.
В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Финансовый кит" допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГУ "КРОД" во включении информации об ООО "Финансовый кит" (ИНН: 9731045035; адрес места нахождения: 121357, г. Москва, пр-кт Кутузовский, дом 67, корп. 2, пом. V, ком. 6, оф. 58) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика ГУ "КРОД" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 августа 2021 г. N РНП-11-144
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021