Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Лебедевой К.А., руководителя управления; |
Членов комиссии: |
Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
при участии представителя Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "РКПЦ"):
- Зверевой Марины Григорьевны, на основании доверенности N1/2021 от 11.01.2021,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - Поставщик, Общество, ООО "Сатурн"), извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев обращение государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ООО "Сатрун" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта N М-201/2020 от 17.04.2020 года на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie (реестровый N 2190100833520000132, извещение N 0380200000120000943),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 18.08.2021 поступило обращение заказчика - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ООО "Сатурн" в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта М-201/2020 от 17.04.2020 года на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie (реестровый N 2190100833520000132, извещение N 0380200000120000943).
В указанном обращении заказчик - ГБУЗ РХ "РКПЦ" в том числе сообщает, что Обществом неоднократно нарушены сроки поставки товара.
В соответствии с пунктом 10.4 Контракта, частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с дальнейшим соблюдением процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта и направлением соответствующих сведений в антимонопольный орган для рассмотрения.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ООО "Сатурн" в РНП в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - ГБУЗ РХ "РКПЦ" о включении сведений в отношении ООО "Сатурн" в РНП, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта М-201/2020 от 17.04.2020 года на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie (реестровый N 2190100833520000132, извещение N 0380200000120000943).
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Поставщика. Также у ООО "Сатурн" запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по контракту с их обоснованием.
Представитель ГБУЗ РХ "РКПЦ" устно сообщил обстоятельства, указанные в обращении, и настаивал на включении сведений в отношении ООО "Сатурн" в РНП
Общество не принимало участие в заседании Комиссии, и письменных пояснений не направляло.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями заказчика, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
13.03.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация о проведении электронного аукциона М-201/2020 от 17.04.2020 года на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie (извещение N 0380200000120000943).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона от 27.03.2020 0380200000120000943-2-1, согласно которого победителем электронного аукциона признан ООО "Сатурн".
17.04.2020 между ООО "Сатурн" и ГБУЗ РХ "РКПЦ" заключен государственный контракт N М-201/2020 на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie.
Согласно подпункту 1.4. Контракта, Товар по настоящему Контракту должен быть поставлен партиями с момента заключения контракта до 30.11.2020 г., согласно спецификации (Приложение N1, являющееся неотъемлемой частью Контракта) либо по заявке Заказчика.
В пункте 3 Контракта установлено:
3.2 Поставщик гарантирует Заказчику соответствие качества поставляемого им Товара действующим в Российской Федерации техническим условиям, стандартам и требованиям, предъявляемым к Товару такого рода. Остаточный срок службы с момента поставки составляет не менее 24 месяцев.
3.3. Порядок приема товара: в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара и сопутствующих документов Заказчик принимает товар - по количеству и качеству путем подписания Заказчиком товарной накладной или УПД, и оформлением акта приемки товара Заказчика. Либо Заказчик направляет Поставщику мотивированный отказ с перечнем недостатков, выявленных в процессе приемки и сроками их устранения.
3.4.Поставка товара должна быть осуществлена Поставщиком в количестве в соответствии со спецификацией.
Согласно пункту 9 Контракта установлено:
9.1 Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 21.12.2020 г., но в любом случае до момента полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
9.3. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.4. Основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта:
- отказ Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товаров.
29.09.2020 Заказчиком составлена Претензия, согласно которой по состоянию на 28.09.2020 поставки Товара не было, в связи с чем Заказчик требует уплатить пеню.
Ответа от Поставщика не последовало.
01.06.2021 Заказчиком составлена Претензия (повторная) о неоднократном нарушении сроков поставки, в которой указано, что по состоянию на 01.06.2021 поставки Товара нет, в связи с чем Заказчик требовал уплатить неустойку. Данная претензия Заказчиком направлена в адрес поставщика посредством электронной почты на e-mail: Satyrnsatyrn89@mail.ru, указанный в контракте.
Однако, ответа на указанную претензию от Поставщика не поступало. Поставки товара не было.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 9.3 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
08.07.2021 в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N М-201/2020 от 17.04.2020 на поставку расходных материалов для аппарата ИВЛ для новорожденных Sophie на основании п. 9.3 и п. 9.4 контракта, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В этот же день Решение об одностороннем отказе направлено в адрес Поставщика по электронной почте на e-mail: Satyrnsatyrn89@mail.ru, указанный в контракте, и размещено в ЕИС.
12.07.2021 Решение об одностороннем отказе направлено Почтой России, в материалы дела представлено почтовое уведомление о вручении Поставщику 18.07.2021 указанного Решения.
При этом только 02.08.2021 Заказчиком получено Почтовое уведомление о вручении Поставщику письма от 08.07.2021. Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о принятом Заказчиком Решении считается 02.08.2021, а датой расторжения государственного контракта N М-201/2020 от 17.04.2020 - 13.08.2021, через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика.
18.08.2021 сведения в отношении Общества о включении в РНП направлены в контролирующий орган.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе в сфере закупок и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Письменных пояснений в адрес антимонопольного управления от Общества не поступало.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении сведений об ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик не предпринимал должных своевременных действий по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, согласно государственного контракта N Т-178/2020 на поставку принадлежностей для медицинского оборудования, в том числе с его стороны имеет место быть:
- неоднократное нарушение сроков поставки товара (Заказчик не получил товар, на который рассчитывал).
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно информации с ЕИС, сведения в отношении ООО "Сатурн" уже содержатся в РНП, что ещё раз подтверждает недобросовестное поведение Общества при исполнении иных государственных и муниципальных контрактов.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает, что в действиях ООО "Сатурн" усматривается злостное поведение при исполнении государственного контракта, которое влечет за собой применение к лицу санкции в виде включения его в РНП сроком на 2 года.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее
1. В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объектом закупки является поставка расходных материалов для экстракорпорального оплодотворения, что является поставкой медицинских изделий.
Приказом Минздрава России от 15 октября 2015 г. N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Данный типовой контракт не был применен Заказчиком, что является нарушением части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. На основании пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в 10.3 проекта контракта указано, что "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц".
При этом срок исполнения обязательств по контракту - с момента заключения контракта до 30.11.2020 г (пункт 1.4 проекта контракта), а срок действия контракта - с момента его подписания и действует до 21.12.2020 г., но в любом случае до момента полного исполнения сторонами обязательств по контракту (пункт 9.1 проекта контракта).
Таким образом, поставив в зависимость расчёт срока действия банковской гарантии от срока действия контракта, Заказчик тем самым, возлагает на поставщика дополнительные расходы по предоставлению банковской гарантии на больший срок, чем предусмотрено Законом.
Следовательно, указанное в пункте 10.3 проекта контракта условие о сроке действия банковской гарантии, превышающем срок действия контракта на один месяц, не соответствует и нарушает требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, поскольку утверждение Аукционной документации ЭА/20-000939 состоялось 13.03.2020, то срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь частями 8, 9, 12, 13 статьи 95, пунктом 11 части 3 статьи 103, статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Сатурн" (местонахождение: 620016, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белореченская, стр. 28А, оф. 21; ИНН- 6671096460; ОГРН- 1196658040700; директор/учредитель - Быков Алексей Вячеславович, ИНН - 740270126545)
2.Признать государственного заказчика - ГКУЗ РХ "РКПЦ" нарушившим часть 11 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3.Материалы дела не передавать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Резолютивная часть решения объявлена: 25.08.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: 30.08.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая в отношении ООО "Сатурн" (местонахождение: 620016, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белореченская, стр. 28А, оф. 21; ИНН- 6671096460; ОГРН- 1196658040700; директор/учредитель - Быков Алексей Вячеславович, ИНН - 740270126545)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
13.08.2021 |
18.08.2021 |
18.08.2021 |
|
18.08.2021 |
25.08.2021 |
25.08.2021 |
0 |
30.08.2021 |
30.08.2021 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
К.А. Лебедева |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
А.В. Лунёва О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25 августа 2021 г. N РНП-19-21-85
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021