Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Фадеевой Н.В. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - Детский сад N 7" города Магнитогорска о включении Индивидуального предпринимателя Евтеевой Аллы Сергеевны (далее - ИП Евтеева А.С., индивидуальный предприниматель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов, заключенных по итогам проведения электронного аукциона N50598-2021-ЭА-576 Ремонт крылец (извещение N 0169300000321000583) (далее - аукцион),
- в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - Детский сад N 7" города Магнитогорска (далее - Заказчик): заведующей Каструлиной Е.П., действующей на основании Распоряжения Администрации г. Магнитогорска N 191-К от 02.09.2009; Цыбулиной Н.Ю., действующей на основании доверенности N 4 от 24.08.2021;
- в отсутствии лица, в отношении которого рассматриваются сведения в рамках настоящего дела, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе посредсвом направления телеграммы, его представителей, заявлений, ходатайств не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - Детский сад N 7" города Магнитогорска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Евтеевой А.С.
Согласно представленным документам, 29.04.2021 заказчик и ИП Евтеева А.С. заключили контракт на выполнение работ N РК-2021/ЭА по итогам электронного аукциона на проведения электронного аукциона N50598-2021-ЭА-576 Ремонт крылец по цене 206 438,84 рублей.
Как следует из заявления заказчика, подрядчик к работам по контракту не приступил, в связи с чем, 02.07.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 17.08.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта N РК-2021/ЭА Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 02.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 02.07.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 02.07.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено ИП Евтеевой А.С. экспресс-почтой.
В связи с тем, что заказчик не получил уведомление о вручении ИП Евтеевой А.С. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик считает датой надлежащего уведомления ИП Евтеевой А.С. дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 02.08.2021, а контракт расторгнутым - 12.08.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" 12.08.2021.
Комиссия отмечает, что с учетом того, что окончание тридцатидневного срока с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта приходится на нерабочий день (субботу).
Следовательно, датой окончания данного срока, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует считать 03.08.2021, датой расторжения контракта - 13.08.2021.
Однако, поскольку на дату рассмотрения настоящего дела решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступило в законную силу, антимонопольный орган считает возможным рассмотрение поступивших от Заказчика сведений об ИП Евтеевой А.С. по существу.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,
Между заказчиком и ИП Евтеевой А.С. 29.04.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт на выполнение работ N РК-2021/ЭА по итогам электронного аукциона N50598-2021-ЭА-576 Ремонт крылец (реестровый номер в ЕИС N 3744420156921000015) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по Ремонту крылец в соответствии с локальной сметой (Приложение N1), ведомостью объемов работ (Приложение N 2), требованиями к используемым материалам и товарам при выполнение работ (Приложение N3), графиком выполнения работ (Приложение N 4), и сдать результат Заказчику, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.4 контракта заказчиком указано: "Сроки выполнения работ: с 07.05.2021 по 31.05.2021".
Приложением N 4 к контракту предусмотрен График выполнения работ, в соответствии с которым:
Номер этапа |
Наименование (вид) работ |
Дата начала работ |
Дата завершения работ |
Крыльцо 1, 2 | |||
1 |
Разборка металлических лестничных решеток, покрытий полов, стен |
07.05.2021 |
10.05.2021 |
3 |
Заделка выбоин в полах, ремонт штукатурки, наружная облицовка |
11.05.2021 |
15.05.2021 |
4 |
Устройство покрытий на цементном растворе из плиток |
16.05.2021 |
20.05.2021 |
5 |
Устройство металлических ограждений |
21.05.2021 |
30.05.2021 |
6 |
Вывоз мусора |
31.05.2021 |
31.05.2021 |
Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.07.2021 и представленных на заседании Комиссии документов следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему, в объеме, предусмотренном условиями контракта, подрядчиком не выполнены.
Заказчик пояснил, что Подрядчиком осуществлены работы по разборке металлических лестничных решеток, произведен демонтаж плитки, перил на крыльцах. Однако определить объем выполненных работ не представляется возможным, поскольку Подрядчиком не представлены Заказчику акт выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости выполненных работи затрат (форма КС-3), предусмотренные условиями контракта.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Однако работы по контракту в срок, определенный пунктом 1.4 контракта, не выполнены, что и явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон только в исключительных случаях, к которым изменение стоимости материалов, используемых подрядчиком при выполнении работ по контракту, не относится, а является предпринимательским риском хозяйствующего субъекта.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обязательств по контракту, ни Заказчику, ни антимонопольному органу при рассмотрении настоящего дела ИП Евтеевой А.С. не представлено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что к сроку окончания выполнения работ, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы в объеме, предусмотренном контрактом, не выполнены, результат исполнения контракта подрядчиком не предоставлен, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения ИП Евтеевой А.С. обязательств к окончанию срока выполнения работ обоснованно с учетом положений пунктов 2, 3 статьи 715 ГК РФ.
Принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Индивидуальный предприниматель не предпринял действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению муниципального контракта.
Здание, расположенное по адресу: 455023, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Октябрьская, 18, для ремонта которого осуществляется закупка, является социально значимым объектом, требующим повышенной ответственности при осуществлении работ, предусмотренных условиями контракта.
При этом, отмечает Комиссия, в результате демонтажа металлических лестничных решеток, осуществленного подрядчиком без дальнейшего выполнения работ, предусмотренных контрактом, не только не достигнут результат, на который Заказчик вправе расчитывать при проведении закупки, но и поставлена под угрозу безопасность детей дошкольного возраста, поскольку пункт 1 Инструкции по охране жизни и здоровья обучающихся в Учреждении, утвержденной Приказом заведующего Учреждением N 1 от 03.09.2016, прямо предусматривает обязательность наличия высоких перил с прямыми вертикальными, часто расставленными планками на балконах и лестницах здания детского сада.
Также Комиссия отмечает, что недобросовестностное отношение к исполнению государственных и муниципальных контрактов ИП Евтеевой А.С. подтверждается тем, что сведения об индивидуальном предпринимателе неоднократно включены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов, по аналогичному основанию.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Евтеевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Центр развития ребёнка - Детский сад N 7" города Магнитогорска, в отношении индивидуального предпринимателя Евтеевой Аллы Сергеевны (ИНН 661802044802) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N50598-2021-ЭА-576 Ремонт крылец (извещение N 0169300000321000583), сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Н. Сарсенбаева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 августа 2021 г. N 074/06/104-2235/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2021